Наука в приоритетах государства
Булат Калмантаев,
политолог, главный редактор ГУП «РИА «Оренбуржье»
С началом в стране поэтапного снятия ограничений в режиме противостояния коронавирусу сразу на повестку дня возвращается прерванный процесс – общенародное голосование по поправкам в Конституцию России.
Как известно, оно должно было состояться 22 апреля, но пандемия, выдвинувшая перед государством неотложную и чрезвычайную задачу сохранения жизни и здоровья граждан, вынудила отменить референдум.
Пока президент России не объявил решение о новой дате голосования, но в СМИ уже появляются сообщения, что в политических кругах страны близки к тому, чтобы назначить день голосования по поправкам и дополнениям Основного Закона страны.
У граждан было дополнительное время, чтобы не только внимательно изучить предложенные поправки, но и вновь перечитать и осмыслить положения и статьи действующей Конституции. Поэтому без натяжки можно считать, что человек, высказавшийся за поправки, одновременно голосует и за Основной Закон России. А он в правовом отношении, как признано, один из лучших в мире.
Это одно из соображений, не претендующее на особую глубину. Рядом – другие. Речь о науке, о ее состоянии и развитии.
Фрэнсис Бэкон в своем знаменитом трактате, увидевшем свет в 1620 году (ровно четыре века назад!), провозгласил: «Знание – сила». Сила не только потому, что дополняет новой информацией о природе, человеке и обществе, но и потому что предоставляет человечеству дополнительные ресурсы, возможности, технологии и инструментарий для развития, создания нового. И это, пожалуй, самое важное и мощное, на что способна наука.
Да, наука может быть поставлена на службу как добра, так и зла. И для подтверждения не стоит даже напрягать память. 16 июля исполнится ровно 75 лет испытанию США в штате Нью-Мексика нового тогда оружия – атомной бомбы. И двух месяцев не прошло, как ими были уничтожены Хиросима и Нагасаки с их мирными жителями, навязаны СССР гонка вооружений, холодная война, которая завершилась, как высказался Владимир Путин, геополитической катастрофой для Советского Союза.
Отсюда представляется, каков действительный смысл дополнения к статье 79 Конституции страны:
«Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства».
Далее о науке. Уже отмечалось здесь, главная ее сила в том, что она расширяет возможности человека, общества, человечества. Пример из данной минуты: автор диктует – компьютер пишет, автор вычитает, нажмет на несколько клавиш, и через секунды текст будет в редакции. Удаленная работа в условиях пандемических ограничений. Но это простой рабочий момент использования технологий, созданных наукой.
Если же расширить масштаб, поставив в центр обстановку в стране (и в мире), созданную нашествием COVID-19, в отношении к науке планетарное требование заключается в том, чтобы она нашла, добыла, создала средства, возможности, исключающие гибель людей от коронавируса и иных подобных напастей. Впрочем, не только от них.
И в этом задачи государства и науки совпадают полностью. Поэтому и поправка в Конституцию РФ, статья 114 которой гласит:
«Правительство Российской Федерации… обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала».
Совершенно очевидное для здравого смысла положение. Но отклонения от него были – это тоже следует признать. Теперь они устраняются. Конституция – акт прямого действия, и она данным дополнением обязывает государство умножить возможности отечественной науки.