Небо зовет – мотор ревет. В Орске прошел большой чемпионат для маленькой авиации
В Орске состоялось первенство России по авиационным кордовым моделям. Приняли участие команды из Самары, Сарова, Магнитогорска, Новочебоксарска, Оренбурга и Хабаровского края.
Как сообщают организаторы – Центр детского технического творчества г. Орска, – с каждым годом растет количество участников.
– Хочу поблагодарить организаторов, которые нас гостеприимно принимают на орской земле, – сказал Айрат Гарфутдинов, главный судья соревнований, президент Федерации модельного спорта Самарской области. – Здесь стало еще лучше, на территории отреставрированного Дворца пионеров сделана прекрасная площадка для полетов.
Кордовые модели, наряду со свободнолетающими, считаются вторым старейшим классом в авиамодельном спорте. Выглядят соревнования так: спортсмен-авиамоделист стоит в центре круга кордодрома и с помощью двух тонких тросиков (кордов) управляет моделью самолета. Каждый из тросов соединен с одним из концов С-образной ручки, находящейся в руке пилота, движения кисти вверх-вниз позволяют модели совершать разные фигуры, в том числе и высшего пилотажа – «нырки», «петли», «восьмерки», «квадраты» и «трилистники».
В первый день проходили старты пилотажных моделей и моделей-копий. Второй и третий день соревновались гоночные и скоростные самолеты. Спортсмены разделились на две категории – младшая возрастная группа, от 7 до 14 лет, и старшая, от 14 до 18.
– В состязаниях участвуют 4 класса моделей, – рассказывает Айрат Усманович. – Гоночные должны пролететь 100 кругов, бак у них ограничен. Модели могут преодолеть максимум 30 и приземляются на дозаправку. Принцип «Формулы 1». Скоростным нужно пролететь 10 кругов, в течение полета фиксируется время и определяется скорость. Самый быстрый станет победителем. Пилотажные выполняют комплекс упражнений из 16 фигур. Судьи оценивают их выступление, как в фигурном катании. Каждая фигура имеет свой коэффициент сложности. Модели-копии – это прототипы настоящих самолетов. Им сначала дают стендовую оценку, определяют внешнюю схожесть с оригиналом. Вторым этапом оценивается реализм полетов. Кроме того, ребята параллельно принимали участие во Всероссийской технической олимпиаде. Рассматривались проекты, тестовые задания. Сумма баллов, включая полеты, определила победителя. У участников появится возможность получить президентские гранты и льготно поступить в институт. Мероприятие очень важное для спортсменов, которые сюда приехали.
Представляют свои города на первенстве победители областных соревнований. Все модели выполнены руками юных конструкторов. Они выступают в роли авторов, изобретателей, механиков, пилотов и спортсменов. Не менее важна работа педагогов-наставников.
– На соревнованиях оценивается работа не только ребят, но и педагогов, – говорит главный судья. – По итогам предыдущих соревнований первые места были у команд Сарова и Самары. Я занимаюсь этим спортом около 40 лет. Конструирование – довольно сложный процесс. Нужен ответственный подход, умение не отклоняться от чертежа. Процесс долгий, и у ребенка к этому определенно должен быть талант.
Перед стартом спортсмены проверяют техническое состояние моделей, проводят заправку топливом, убеждаются в четкой работе двигателей – и вперед! Моторы ревут так, что прохожие останавливаются и с интересом наблюдают за происходящим. Зрелище захватывающее! Хрупкие на вид самолеты уверенно взлетают в небо и с легкостью выполняют фигуры высшего пилотажа.
– Занимаюсь кордовым авиа-моделированием около 4 лет, – рассказывает 15-летний Егор Галка из Самары. – Начинал с маленьких планеров, потом перешел на кордовые модели. Пилотажный самолет можно сделать за 6 месяцев. На изготовление модели-копии уходит около года. Управлять легко, главное – в первый раз понять, как это правильно делать, а потом уже, как на велосипеде, не забудешь. Бывало, что самолет падал во время отработки пилотажа, но я успешно его восстанавливал.
Еще одному участнику самарской команды, Дмитрию Попову, 11 лет. Он крепко держит самолет в воздухе, разгоняя его до большой скорости.
– Друг позвал на авиамоделирование, и мне понравилось, – говорит он. – Особенно интересен процесс сборки самолета.
Команда из Новочебоксарска в Орске первый раз.
– У меня пилотажная модель «Меркурий». Сейчас мне 14 лет, занимаюсь этим видом спорта 2 года, – говорит Роман Шименков. – Сейчас отрегулирую мотор, и пойдем на старт.
Спортсмены из Хабаровска приехали сборной из 3 человек.
– Так далеко на соревнования мы приехали в первый раз, преодолели 7 тысяч километров, – говорит Дмитрий Кокасев, педагог дополнительного образования регионального модельного центра Хабаровска. – Взяли модели побольше, но они неразборные. Пришлось делать для них большие чемоданы.
– Авиамодельным спортом занимаюсь со второго класса, – делится 18-летний Константин Хорев, воспитанник Дмитрия Валерьевича. – Как начал конструировать, так оно меня и не отпускает. Работают голова и руки. Математика, химия – все науки пригождаются. У меня модель-копия Zlin-256. Делал практически 2 года.
Орчанки из Центра детского технического творчества разбираются в авиационной технике наравне с мальчишками и не считают свое увлечение уникальным.
– Очень нравится конструирование; все делаю сама, без посторонней помощи, – говорит восьмиклассница Дарья Попова. – У меня модель «Утка», или МиГ-8, советский самолет, не боящийся штопора. Собирала его всю зиму.
По итогам трех конкурсных дней победителем среди младших школьников стала команда Самарской области. Второе место заняла сборная из Новочебоксарска. Ребята из Сарова на третьем. Орчане – четвертые.
У старших в лидерах команда из Сарова, опередившая самарцев. Третье место у ребят из Оренбурга, орчане заняли пятую строчку.
Наталья Тимонина,
корреспондент
Фото автора