Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Репортёр

Сугробы в человеческий рост. Когда на Орск обрушивались снегопады

Уже 10 лет в предпоследнее воскресенье января отмечается Международный день снега. Накануне «Орская газета» решила вспомнить. когда же на Орск обрушивались мощные снегопады.

Как прекрасно любоваться летящими с неба большими снежинками под светом фонаря или всей семьей лепить во дворе снеговика! Однако природа частенько преподносит сюрпризы, и на смену снегопаду приходит ледяной дождь, а новых осадков приходится ждать неделями. Впрочем, бывают у нас и такие снежные завалы, которые запоминаются надолго.

 

Если проанализировать последние годы, самый сильный снегопад, пожалуй, наблюдался весной 2016-го. В середине марта снег повалил так, что выбраться из дома для многих оказалось делом непростым. А на работу и вовсе пришлось идти пешком – стихия парализовала движение общественного транспорта. Сугробы в человеческий рост, заметенные по крыши дома на окраинах, заваленные доверху теннисные корты – такие фотографии, сделанные телефонами, у многих остались на память.

Подобные снегопады наблюдались разве что в 80-х. Орчане вспоминают снежную зиму 1985 года, когда работникам предприятий приходилось выходить на расчистку города. А в краеведческом музее хранится вот такой снимок зимы 1981–1982 года. Размеры сугробов у расчищенной дороги впечатляют. Транспорт, заметим, ходит.

Проспект Ленина у кинотеатра «Мир». Зима 1981–82 гг. Фото из фонда Орского краеведческого музея

Фотографиями с железной дороги поделилась с нами дочь Михаила Кокуркина, одного из руководителей Орской железной дороги в советское время.

– Затрудняюсь сказать, какой это точно был год, то ли конец 70-х, то ли самое начало 80-х. Папа стоит у расчищенной железной дороги, – говорит Елена Михайловна. – А вот фото, сделанное на станции Орск. Ее после обильного снегопада пришлось очищать всем миром. А железную дорогу расчищал специальный поезд.

Начальник Орского отделения ЮУЖД Михаил Кокуркин на вверенном ему участке дороги после снегопада. Конец 70-х-начало 80-х годов XX века. Фото из личного архива дочери Михаила Александровича

Начальник Орского отделения ЮУЖД Михаил Кокуркин на вверенном ему участке дороги после снегопада. Конец 70-х-начало 80-х годов XX века. Фото из личного архива дочери Михаила Александровича

Железнодорожные пути после обильного снегопада приходилось расчищать всем миром (снимок из архива семьи Кокуркиных)

Железнодорожные пути после обильного снегопада приходилось расчищать всем миром (снимок из архива семьи Кокуркиных)

Впрочем, раньше на расчистку города после большого снега нередко кидали работников самых разных предприятий. И школьники с лопатами выходили часто – ребята сами расчищали дорогу, ведущую к школе, для подвоза обедов. В современных реалиях подобную картину представить сложно.

Старожилы вспоминают, как обильные снегопады 1956 и 1960 годов засыпали Орск и его окрестности. А сотрудники Орского краеведческого музея отмечают, что особенно снежными зимы в городе и окрестностях случались в конце 30-х – 50-х годах прошлого столетия.

«1 января 1950 года Орск по уши завалило снегом, жизнь остановилась, – рассказывается в аккаунте краеведческого музея в социальных сетях. – Горсовет собрался на внеочередную сессию, где принял решение обязать расчищать участки автодорог и трамвайных путей городские предприятия, закрепив за каждым свой. Если они не будут справляться, то бросать на чистку магистралей население. Но еще раньше, в 1939 году, появилось постановление «О борьбе со снежными заносами на железной дороге Орского района», которая была стратегически куда важнее любой городской и страдала от снега более всего. Например, на расчистку железной дороги Орск – Карталы в срочном порядке направляли специально созданные бригады местных колхозников. Иногда это не помогало. «Большая снежная метель, прошедшая в нашей области 31 декабря и 1 января, – пишет «Чкаловская коммуна» в январской газете 1941 года, – показала, что участок Оренбургской железной дороги не сумел выдержать этого первого серьезного зимнего экзамена… Особенно плохо работали путейцы Орской линии. Здесь имелась большая задержка движения поездов. На станции Халилово из-за нерасчищенных путей сошел с рельсов подвижной состав, то же самое произошло на подъездных путях завода Чкалова. Поезда не просто сходили с рельсов. Их приходилось чуть ли не откапывать, о чем свидетельствуют архивные снимки и документы».

Вот такие сюрпризы порой преподносит нам погода. К счастью, большие снегопады, которые нарушают нормальную жизнедеятельность Орска, случаются у нас не слишком часто.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!