Транспортная дискриминация поселков. Первомайский
С началом учебного года в городе обостряется транспортная проблема. Из отдаленных районов становится труднее добраться до места учебы и работы.
На остановках орчане атакуют маршрутки с утра до вечера, втискиваясь впритык и стоя ноздря в ноздрю, что еще больше обостряет непростую ситуацию с заболеваемостью.
Трамваи доступны далеко не по всем направлениям, а муниципальные автобусы будто исчезли с маршрутов – настолько мало их стало. Корреспонденты «ОГ» решили провести эксперимент, с секундомером и ручкой отдежурив на одной из самых проходимых остановок – площади Васнецова. Через этот пункт «газели» бегут практически по всем направлениям: на ОЗТП, Гудрон, Никель, Новую Биофабрику – Победу, в Первомайский и Нагорный. Здесь же можно понаблюдать за трамваями и междугородним транспортом в Новотроицк и Гай. Мы выбрали три периода – обеденный, час пик и вечерний, заранее предполагая, что утром обстановка хуже всего и выбраться из поселков можно только будучи самым ловким или если ехать крючком.
Итак, поехали! Время – 12 часов 25 минут, четверг, у нас в распоряжении полчаса. Ждем маршрутки в сторону площади Гагарина. Как правило, они едут стайками по 3-4 авто, обгоняя друг друга, а потом, если сбились с графика, ждут на остановке, а пассажиры теряют время. В первой пятерке прибыли 37, 25, 12а, 16а и новотроицкая, через минуту затормозила 55 и проехал трамвай
№ 2. Затем двухминутная пауза, и подлетели снова 25, 26а и еще один трамвай. Наш список фиксировал транспорт буквально поминутно, а насчитав за полчаса 50 маршруток, один огородный автобус и 4 трамвая, мы засели за анализ. Итак, «газелей» по маршруту № 37 получилось 5, но некоторые могли завернуть до остановочного пункта, по маршруту № 25 – 9, по маршруту № 16а – целых 12 (от них аж рябило в глазах, поэтому салоны были максимально свободны), маршрутка № 55 проехала за обеденные полчаса 7 раз, маршрутка № 31 высадила пассажиров 3 раза, 12а и 35 прибыли дважды, № 26 появилась за это время на горизонте лишь трижды, а № 23 – один раз. Проще было уже пять раз вернуться из Новотроицка и один раз – из Гая, чем уехать в поселок Первомайский или на Биофабрику. Периодичность рейсов высчитывается, исходя из количества транспорта. В среднем ждать приходится от 3-5 до 15-20 минут.
Вторник следующей недели, 17 часов, час пик, когда орчане преимущественно освобождаются после работы. До половины шестого мы насчитали на площади Васнецова 4 трамвая и 50 «газелей», даже удивились и перепроверили несколько раз. Лидировали вновь маршрутки
№ 16 – их было в этот раз 13, следом шли 25 – их оказалось уже 11, № 55 проехала 9 раз,
№ 37 – 4 раза, № 26 и 23а – 2 раза, № 31, 38 и 12а – по одному разу, остальные – новотроицкие и гайская. Практически весь транспорт, за исключением идущего на Никель, был полон народа в салонах. Разгружены были лишь 31 и 37 (и то в связи со спецификой маршрута).
Этот же вторник, вечер, почти 20 часов, дежурим на остановке «Площадь Васнецова» уже в обратном направлении. Транспорта заметно меньше (всего 34 единицы за полчаса, да плюс 4 трамвая), но пока есть. Самые популярные, по традиции, № 16, их вообще не убавилось – 13 штук, далее бегут маршрутки № 25 – их 8, под
№ 55 – 5, № 37 – 3, дважды можно было уехать в Новотроицк и Гай. Ну, а с Майки вернуться можно только один раз. «Газели» № 12а за этот промежуток времени и вовсе не встретилось ни одной. Не было уже и 31-го маршрута.
– Уехать с Новой Биофабрики можно только с утра до 9 часов, — поделилась Диана Федотова. – А потом можно и по полчаса стоять на остановках, и по 40 минут. Вроде бы чуть-чуть транспорта добавилось, но это не особо заметно. Вечером после 18 часов вообще никуда не уедешь из поселка, последний и единственный курсирующий рейс с вокзала – в 9 часов. Кто задержался, выкручиваются как могут. Вот был бы большой муниципальный автобус по расписанию – другое дело, надежда была бы у жителей выехать и вернуться домой вовремя.
Солидарна с таким мнением и жительница Первомайского Вера Машорина. Она уверяет, что в более-менее выигрышном положении жители «кольца», остальным в маршрутку не протиснуться. Ходят «газели» редко, салоны старые, а тут еще закрытый мост, который пока даже и не начали ремонтировать. Поэтому все либо машину купили, пусть недорогую, либо такси вызывают с местными водителями.
Вывод из наших наблюдений таков: относительно беспроблемно живут в поселке Никель (№ 16а) и Нагорном
(№ 25), а вот жителям Первомайского (№ 26а), Новой Биофабрики, Победы (№ 12а) и ОЗТП
(№ 23а и 55) приходится туго, ведь число пассажиров здесь заметно больше, а количество транспорта к вечеру тает. Муниципальных автобусов, которые могли бы в силу вместимости решить проблему, и практически нет.
Комментарий
Светлана Коблова,
и. о. начальника УЖКДХТ
администрации города:
– В настоящее время автобусный парк МУП «Орскгортранс» состоит из 35 единиц транспорта. Вопрос о приобретении автобусов для Орска рассматривается правительством Оренбургской области. Они в свою очередь будут распределены на социально значимые маршруты, которые обслуживают поселки Победа, Железнодорожный (Москва), Лесоторговый, Биофабрика, Новоказачий, садовые маршруты, пригородные села Ора, Тукай, Урпия и Крыловка.
Юлия Замятина,
корреспондент
Сергей Пузырев,
фотограф