Лютики-цветочки
Во время пандемии на первый план вышла покупка товаров первой необходимости, а от приятных необязательных трат пришлось временно отказаться. В число таковых попали и расходы на цветы.
По оценкам экспертов, цветочный бизнес потерял почти половину доходов за время самоизоляции: это не товар первой необходимости, да и срок хранения у продукта небольшой. Предпринимателям пришлось поначалу значительно снизить цены, чтобы реализовать товар. К счастью, большинству продавцов был уже знаком формат онлай-продаж и доставки товара прямо к порогу получателя.
– Нам повезло, что цветочникам достаточно быстро разрешили работать, хоть поначалу и только на доставку, – рассказывает руководитель салона цветов Сара Родимова. – Была курьерская доставка, и постоянные клиенты продолжали пользоваться нашими услугами. Пришлось даже дома устанавливать холодильник для цветов, когда нельзя было никуда ходить.
Директор другого популярного в городе цветочного ателье отметила, что цветы ощутимо подорожали. Доля российских производителей в этом сегменте составляет процентов 15, все остальное – импортные товары. Цветы из Эквадора, Голландии, Колумбии и даже Литвы в период пандемии ввозить в страну стало гораздо сложнее.
– Когда коронавирус застопорил бизнес, садовники сократили количество выращиваемой продукции, – комментирует она. – Никто ведь не думал, что мир настолько быстро начнет восстанавливаться. Сейчас во всем мире флористы испытывают недостаток цветов. Растет спрос, соответственно растет цена. Кроме того, на хризантемы поднялись цены из-за длительного периода созревания, а на розы – из-за того, что в Эквадоре резко похолодало. Но это не значит, что бизнес пришел в упадок. Пандемия, а также не связанные с ней трудности стали лишь проверкой на прочность.
Наша собеседница также отметила, что настоящие предприниматели из этой ситуации извлекли выгоду, ведь работы было в избытке. Единственное, что требовалось – соблюдать меры предосторожности и подстраиваться под новые условия игры.
– Мне самоизоляция показала, насколько я продвинулась в саморекламе и насколько хорошо у меня развит формат онлайн-продаж, – говорит Ксения, флорист, работающий в онлайн-формате. – Многие клиенты предпочитают делать заказы посредством социальных сетей и сайтов. Это не только соображения безопасности, но и значительная экономия времени. Особенно мужчинам удобно: достаточно показать на фото букета и внести индивидуальные изменения, а не объяснять на пальцах свои предпочтения. Тем более что из названий цветов они знают в основном розы, тюльпаны и «вот эти синенькие». Так что у меня продажи не упали.
В Орске, по нашим сведениям, никто из цветочников бизнес не свернул. Более того, многие расширили ассортимент, предлагая съедобные букеты, композиции из воздушных шаров и мягких игрушек. Безусловно, помогла помощь со стороны государства: беспроцентные кредиты на зарплату, кредитные и налоговые каникулы.
Мариам Сарибекян,
корреспондент