Разговор на равных. Министр образования Оренбуржья отвечал на актуальные вопросы
В Орске накануне Дня дошкольного работника состоялась панельная дискуссия «Разговор на равных», в ходе которого министр образования ответил на вопросы педагогов.
– Я нахожусь в начале своего пути как логопед. И столкнулась с проблемой поиска наставника. В Домбаровском районе опытных логопедов просто нет. Где их найти? (Людмила Полонская, учитель-логопед)
Алексей Пахомов,
министр образования Оренбургской области:
– В нашем регионе вся сеть педагогических колледжей зашла в проект «Профессионалитет». Это сетевое взаимодействие, а главное – это сообщество педагогов. Поскольку основная доля педагогов дошкольного образования – выпускники колледжей, то в колледжах подскажут, в каких детских садах есть сильные специалисты. Я уверен, что абсолютное большинство педагогов с большим стажем и успешным опытом, компетентных в своей сфере, может выступить в качестве наставника и не откажется взять вас в качестве ученика, дать консультации. Можно поискать наставника и через пединституты. Сегодня на помощь приходят дистанционные технологии.
– В последнее время мы столкнулись с проблемой нехватки кадров. Педагоги не задерживаются в детских садах. Как поднять престиж профессии воспитателя? (Наталья Гребенникова, заведующая детским садом)
А. П. – Нас в свое время воспитывали так, что любой разумный труд, который делает жизнь людей лучше, достоин уважения, будь то труд академика или уборщицы. Если брать во внимание финансовую составляющую, с одной стороны, майские указы президента выполняются неукоснительно. Безусловно, хочется, чтобы уровень зарплат был выше. Но вопрос ведь не в абсолютном выражении, а в том, сколько на эти деньги можно купить. И здесь мы с вами никак не оторвем систему образования от общей ситуации в экономике. У нас есть рамки, поставленные президентом, мы их выполняем. Есть дополнительные вызовы, в том числе по уровню инфляции. В начале сентября наш губернатор Денис Паслер принял решение направить на выплату заработной платы в образовании еще миллиард рублей. С 2019 года у нас более чем на 5 миллиардов вырос объем субвенций образованию. 96,5 % этих денег в общем образовании и 99 % в дошкольном направлено на заработную плату педагогов. Регион делает все, чтобы от роста заработной платы в реальном секторе экономики мы с вами не отставали.
А вопрос престижа в обществе – это наша общая задача. Сейчас в школу зашли «Разговоры о важном». Это делается, чтобы поправить многое из того, что было неправильно сформировано в предыдущие, прежде всего 90-е, годы. И в дошкольном образовании необходимо закладывать детям правильные установки. Престиж зависит и от разговора о профессии с будущими педагогами, и от системы наставничества, и от заботы о молодых педагогах.
– Считаете ли вы возможным введение «Пушкинской карты» для дошколят? (Анастасия Легачева, воспитатель)
А. П. – Я очень бы хотел, чтобы это состоялось. У меня младшая только в этом году перешла из садика в школу, и я знаю, что дети детсадовского возраста очень наблюдательны. Им в музее интересно и в театр надо, причем не обязательно в кукольный. Давайте попробуем выступить с инициативой.
– Какой вы видите систему дошкольного образования в ближайшем будущем? (Людмила Бердникова, методист)
А. П. – У нас есть несколько серьезных вызовов, стоящих и перед системой образования, и перед регионом, и перед страной в целом. Один из них – это демография. Вы видите по детским садам: детей становится меньше. В 2012–2013 годах, на пике, рождаемость была – 30 тысяч человек, сейчас – 16-18. И наша задача – сохранить сеть детских садов. Мы не должны потерять здания, которые могут высвободиться. Наверное, временно нам нужно будет интегрировать в них инфраструктуру дополнительного образования, чтобы дать какие-то дополнительные активности дошкольникам. В век технического прогресса хочется предложить им робототехнику, но, во-первых, это рано, а во-вторых, известный конструктор из кубиков, которые предлагается соединить, не имеет ничего общего с робототехникой. Это коммерческий проект! Но мы можем подготовить детей к познанию мира. Мне очень понравилась книга «Малыши и математика», автор Звонкин. Человек по воле судьбы оказался в НИИ. А в доме, где он жил, было много дошколят. И поскольку у него дети практически погодки, он начал заниматься со своими и соседскими детьми математикой. Не заданиями на вычисления, а симметрией, основами топологии, комбинаторики. Тем важным, чего, увы, сегодня нет в школьной программе.
Главное, чего часто не хватает детям, – мотивация к учебе. Но, к сожалению, школьнику на математике дают матрицу, но не объясняют, что распознавание образов, работа с большими данными строится на этом. Не дают топологии, которая нужна будущим биологам…
И дошкольникам можно дать массу интересных вещей из бионики, из других наук. Один воспитатель всего не охватит, поэтому нужны педагоги, которые смогут заниматься с ребятами дополнительно.
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор