Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ЗдоровьеИнтервью

Алкогольных психозов стало меньше. Как в Орске отметили День трезвости

«В трезвости счастье народа» – именно под таким лозунгом 11 сентября 1911 года в Петербурге впервые отметили День трезвости.

Этот праздник возник благодаря объединению усилий представителей интеллигенции и священнослужителей, которые решили противопоставить употреблению алкоголя ценности здорового образа жизни. А мы решили выяснить, как сегодня обстоят дела с трезвостью, много ли в Орске зависимых людей, и направились в Орский наркологический диспансер. Роза Тайджикова, заведующая отделением медицинского освидетельствования, врач-нарколог с 35-летним стажем, рассказала о том, с чем сегодня приходится сталкиваться медикам и какие наблюдаются тенденции.

 

– Роза Тачмурадовна, как вы оцениваете сегодняшнюю наркоситуацию в городе?

– На протяжении последних лет ее можно охарактеризовать как неустойчивое динамическое равновесие. Мы пережили всплески – пресловутые 90-е, начало двухтысячных годов, когда был огромный подъем наркомании с очень высоким спросом на наркотики, большим количеством потребителей. Потом ситуация стабилизировалась. Исчезли тяжелые наркотики, в частности опий-сырец. Но тогда люди с наркотической зависимостью чаще попадали в наше поле зрения, потому что они физически страдали от отсутствия наркотика и чаще обращались за помощью. Сейчас идет век синтетических наркотиков. Они не вызывают ломки, зато они вызывают крайне выраженную психическую зависимость. Сказать, лучше это или хуже, невозможно. Поколение наркоманов, употреблявших наркотики в 90-е, практически вымерло. Кто – от передозировки, кто – от прогрессирующих заболеваний (гепатиты, СПИД и так далее). Употребляющие «синтетику» здоровее в физическом плане, но эти люди для себя, для семьи, для общества потеряны, весь их образ жизни сосредоточен на употреблении. Так что смена «тяжелых» наркотиков на якобы «легкие» синтетические ничего хорошего не несет.

В год мы выявляем от 10 до 30 человек, употребляющих наркотики. И на учете с каждым годом все меньше пациентов. Тем не менее уровень наркомании достаточно высок. Замечу, что наркотики употребляют в основном молодые люди.

 

– Какие системы организма страдают от этого больше всего?

– Если наркотик оказывает токсическое действие, развиваются энцефалопатии, происходит снижение функций головного мозга, вплоть до недоразвития. Все наркотики ведут к снижению психической деятельности. Даже если нет выраженного слабо-

умия, эмоциональная сфера страдает: появляются жестокость, безответственность, человек дезадаптирован.

Вся наша работа направлена на профилактику употребления. И самый положительный момент, главное, что меня радует за 35 лет работы в наркологии, то, что сейчас единицы детей употребляют наркотики. Когда я только начинала работать, часто приходилось сталкиваться с несовершеннолетними, употребляющими каннабиноиды, опий-сырец. Процветала токсикомания: подростки нюхали пары бензина, клей. Мода на это ушла, но, увы, появилось новое веяние – сниффинг – вдыхание паров зажигалок и различных аэрозолей, к сожалению, со смертельными случаями. За детьми нужен глаз да глаз. Сегодня при выявлении ребенка в состоянии алкогольного или токсического опьянения каждый случай разбирается, подключаются все органы системы профилактики. Стараемся не пугать, а подходить позитивно, объясняем, что в здоровом образе жизни много кайфа. И, конечно же, учим чтить законы.

 

– А какова ситуация с употреблением алкоголя?

– На протяжении последних пары лет стало меньше алкогольных психозов, так называемой белой горячки, и по области, и по городу. Это значит, что люди употребляют меньшее количество спиртного. Да, у нас были случаи массового отравления суррогатом, но они говорят не о злоупотреблении, а об употреблении. Отравиться можно, выпив даже рюмку. Здесь речь идет о некачественных спиртных напитках. А больных алкоголизмом, находящихся у нас под наблюдением, становится меньше. Не секрет, что люди идут не только к нам, обращаются и в частные структуры.

 

– Иногда частники обещают избавление от зависимости чуть ли не со 100-процентным результатом…

– Часто они просто снимают интоксикацию, приводят в порядок соматическое состояние человека. Но ведь нужно привести в порядок и психику. Зависимость легко получить, но очень сложно от нее избавиться. Нужны реабилитационные программы, кропотливая индивидуальная работа психологов.

Оценить число людей, зло-употребляющих алкоголем, мы можем не только по тем, кто состоит у нас на учете. Сегодня поставлена задача выявлять больных через общую лечебную сеть. При этом отмечается рост пациентов в соматической сети с циррозами печени, гастритами, панкреонекрозом, кардиопатиями. И большая их часть связана с употреблением алкоголя (на 90 процентов это наши пациенты).

 

– Допустим, таких больных выявили. Но ведь многие добровольно не пойдут лечиться от алкогольной зависимости?

– Мы ведем с ними беседы, выходим в рабочие коллективы, разговариваем. Будущее только за профилактикой, как бы банально это ни звучало. И она приносит плоды.

 

– Существует ли безопасная доза алкоголя?

– Нет, ее не может быть. Если человек биологически детерминирован к алкоголизму (ему генетически передалась большая предрасположенность к этому заболеванию), его биохимия настроена так, что любая доза алкоголя станет пусковым механизмом для зависимости. У него мало ферментов, которые разъедают алкоголь, так называемой алкогольдегидрогеназы. Человек может выпить раз в неделю 100 граммов и получить зависимость. А другой может периодически выпивать, но зависимости не будет.

 

– Где грань между зависимостью и просто употреблением?

– У нас существует понятие бытового пьянства, когда нет явных признаков зависимости, нет абстиненции (человек не болеет с похмелья). Не надо путать ее с плохим самочувствием на следующий день, если человек напился впервые. Это отравление. При абстиненции достаточно выпить еще, и человеку становится легче (в случае с отравлением ему станет еще хуже). Зависимость характеризуется потребностью в употреблении алкоголя. В какой-то ситуации вы выпили бокал вина, и вам больше пить не нужно. А зависимый человек не может остановиться.

Если бытовое пьянство продолжать – оно переходит в алкоголизм. Человек сначала ищет повод, а потом пьет и без повода. Зависимость меняет личность. Близкие люди становятся самыми плохими, потому что они постоянно одергивают, говорят: остановись. А посторонним по большому счету все равно, поэтому они для алкоголика хорошие.

 

– Люди какого возраста чаще употребляют алкоголь и наркотики?

– Чаще всего это представители среднего возраста, самого трудоспособного – от 25 до 45 лет.

 

– Принято считать, что бытовая неустроенность, низкий уровень жизни способствуют тому, что люди спиваются, ищут утешения в психоактивных веществах.

– Все относительно. Как любви все возрасты покорны, так и алкоголю и наркотикам покорны все слои населения. Раньше было видно: неблагополучная семья, значит, там пьют или колются. Сейчас это не критерий. Все чаще наркотики присутствуют в жизни «золотой молодежи». Хотя, конечно, бывает, что человек начинает что-то употреблять от неустроенности и только усугубляет ситуацию.

 

– Правда, что зависимость невозможно вылечить навсегда?

– Если произошла поломка биохимических процессов, от этого никуда не денешься. Через три года трезвости мы снимаем человека с наблюдения с выздоровлением, но объясняем: если вы сейчас начнете активно употреблять, вернетесь к первоначальному уровню.

 

– Вам помогают сообщества анонимных алкоголиков, наркоманов, другие организации?

– Мы сотрудничаем с ними. Готовы сотрудничать со всеми, кто соблюдает главный принцип медицины «Не навреди!». К сожалению, общественные организации часто распадаются. В свое время нам очень помогали «Матери против наркотиков», большую работу проводила «Альтернатива». Подспорьем нам становятся реабилитационные центры. Среди них есть и государственные. Под эгидой нашего диспансера действует реабилитационный центр в Оренбурге.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что алкоголизм и наркомания характеризуются полным отрицанием человеком своего заболевания. Ему кажется, что он в любой момент может прекратить употреблять. Со временем эта вера только укрепляется. В первую очередь наша задача – убедить человека в том, что он болен. А для того чтобы уберечь здоровых, необходима профилактика. Благодаря общим усилиям педагогов, медиков, психологов нам удалось добиться того, что среди молодого поколения стало немодно пить спиртное, употреблять наркотики, курить традиционные сигареты. Электронные, которые нынче популярны, – тоже большое зло. Они формируют страшную зависимость. Думаю, что это временное явление, и мы сможем донести до молодежи, что это не круто. Круто быть здоровым и активным!

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!