Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ВластьИнтервью

Четыре шага к лучшему городу. Интервью с Василием Козупицей

У нас есть все условия для того, чтобы Орск стал не только промышленным и торговым центром, но и культурной столицей Восточного Оренбуржья. Так считает глава города Василий Козупица.

Муниципалитет готов создавать определенные условия, формировать административные преференции для бизнеса, который стремится развиваться и делать город комфортным. По итогам года уходящего Орск стал примером для районов области, а по некоторым параметрам – и для всей России. За счет чего складывается успех? Какими событиями порадовал 2020 год? Что удалось сделать вопреки трудностям? Об этом эксклюзивное интервью с главой.

 

– Василий Николаевич, уходящий год был достаточно непростым для города, как и для России и мира. Подводя итоги, скажите, какие приоритеты Вы ставили перед собой и перед администрацией на 2020 год и с какими перспективными планами, возможно, пришлось расстаться?

– Основные стратегические цели, в результате реализации которых Орск должен стать более привлекательным для развития бизнеса и удобным для жизни людей, – это вода, дороги, вопросы обеспечения населения пассажирским транспортом и благоустройство.

В этом году не удалось решить один из важнейших вопросов в плане благоустройства – это проблема с мусором. Мало того что мусорная проблема приносит определенные неудобства, она приобретает достаточно широкий общественный резонанс. Нерешенный вопрос тянет за собой искажение облика города, экологические проблемы, загрязнение водных артерий и территории вокруг Орска. После несвоевременной уборки мусора появляются несанкционированные свалки. Частично убираем стихийные свалки, но недобросовестные горожане продолжают выбрасывать мусор в ненадлежащих местах.

Мусорная проблема – это круг вопросов, которые касаются муниципалитета, регионального оператора, управляющих организаций и жителей города.

Начнем с того, что администрация не до конца оформила контейнерные площадки. На сегодня 124 площадки оформлены, всего же их в Орске порядка 600. Работа предстоит большая, но в результате это позволит региональному оператору действовать в соответствии с нормами и требованиями.

Что касается регионального оператора, то машины «Природы» не всегда соблюдают график вывоза мусора. Вовремя не убрали – люди набрасывают мусор горами, загрязняется площадка, возникают сложности с подъездом и подходом к площадке. Неудобно всем, а самое главное – людям. Также с ними нет договоренности относительно мусора, который они считают спорным.

Третьим звеном в этой цепочке являются управляющие организации, которые отвечают за уход и содержание площадок, находящихся на придомовых территориях.

Четвертым – компания «Эцезис», которая владеет полигоном по утилизации твердых бытовых отходов.

Поскольку в этом вопросе консолидированная ответственность, мною предложено создать Мусорный совет. На бумаге он создан. Но собрать первых лиц пока не удается, поскольку нет руководителя регионального оператора.

Усложняет решение вопроса и ряд законодательных пробелов. Вопросы решаются, но не так быстро, как хотелось бы.

– Вы сказали, что одним из стратегических направлений для себя наметили улучшение дорог. Их качество улучшилось во многом благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Вы довольны результатами реализации всех национальных проектов в городе?

– Доволен. И это не только мое личное мнение. У нас появились прекрасные парки, которые стали центрами притяжения районов. И предприниматели не будут ждать, когда мы их пригласим. В парке Строителей появятся и прокат, и кафе, и увеселительные услуги. У нас одно условие: чтобы бизнес не противоречил концепции здорового образа жизни. Закончим парк Северный – он станет украшением района. Последний раз был в парке «Пищевик» – обратил внимание, что люди проголосовали за него ногами. К новому году еще и елку красивую там поставим.

Что касается проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», то автомобилисты хорошо отзываются о его реализации. Но! Из 600 километров дорог 400 на территории Орска – с асфальтовым покрытием, а за 2 года мы сделали всего 60 с небольшим. Понимаете, какие перспективы у нас впереди? Уже сейчас центральные дороги приводим в порядок. И за следующий год заметно продвинемся. В частности, сделаем достойными выезды из Орска – это повлияет на восприятие города.

– Дороги вошли в проект, но в Орске десятилетиями не занимались тротуарами. По разбитым тротуарам не очень приятно ходить. Тротуары также делают комфортную среду, которая привлекает жителей.

– В прошлом году мы критиковали подрядчиков за некачественное выполнение работ. Некоторые даже вошли в список недобросовестных поставщиков.

Бизнес был не готов. За последние 2 года в Орск поступило столько денег, сколько поступало лет за десять. У местных дорожно-строительных организаций не было ни сил, ни техники, сторонние подрядчики тоже сильно переоценили свои возможности.

Мы позитивно воспринимаем критику и проводим работу над ошибками. В этом году в проекты были заложены и тротуары. Встал вопрос с люками, кое-где они были занижены. С подрядчиками работаем строго. Если в ответ на выставленную претензию не получаем нужного результата, то применяем санкции.

В рамках национальных проектов Орск сумел не только получить дополнительные средства на развитие, но и грамотно ими распорядиться. Поэтому заявки на следующий год делаем таким образом, чтобы получить дороги из самых современных материалов, с использованием самых новых технологий. Если говорим о люках, то они должны быть плавающие. В проектно-сметную документацию войдут тротуары, ливневки.

Сейчас муниципалитет находится на стадии проектирования улицы Новосибирской, которая является дублером проспекта Ленина. Улица востребована, здесь располагаются больницы, торговые объекты, социальные учреждения, поэтому она будет шире, с тротуаром, бордюрами и необходимой инфраструктурой, чтобы отвечать требованиям безопасности.

– Читатели «Орской газеты» в ходе прямых линий не раз задавали вопрос о неогороженных трамвайных остановках. В некоторых местах, к примеру, на остановках «Площадь Васнецова» и с нечетной стороны проспекта Ленина на остановке «Кинотеатр «Мир», проблему не решили. Выходя из трамвая, люди вылетают под колеса автомобилей, а ожидая его, рискуют быть сбитыми. Можно ли включить эти остановки в программу безопасности дорожного движения на следующий год и установить металлическое ограждение?

– Острейший вопрос. Качество жизни определяется в том числе и организацией остановок. Человек, выходя из транспорта, должен встать уверенно на тротуар, не подвернув ногу, не боясь проезжающих машин. Такие жизненные мелочи и делают среду качественной. Те остановки, которые мы имеем, не устраивают ни меня, ни горожан. Надеюсь, что с помощью архитекторов решим эту проблему. Если на месте остановки будет павильон, то требование одно: чтобы людям было удобно, а не павильону. На мой взгляд, все участники процесса – муниципалитет, бизнес – должны чувствовать ответственность перед городом и людьми за то, что делают.

– Года полтора назад Вы как раз и говорили о необходимости создания архитектурной концепции Орска. Эта работа идет?

– Она будет проводиться. Нужно создать архитектурное сообщество, как это работает в том же Екатеринбурге. У нас есть творческие и талантливые архитекторы, которых не загружать работой нужно, а советоваться с ними относительно эстетического вида города. Вам нравится, как выглядит Комсомольская площадь с двумя прямоугольными клумбами в центре? Мне – нет. А перекресток улицы Тагильской и проспекта Ленина? Это въезд в город, и он должен выглядеть ах как привлекательно. Если предприниматели будут строить свои павильоны такими, чтобы они радовали глаз, работали на престиж города, я готов им всячески помогать.

 

– Собственно, сейчас власть стремится помогать бизнесу. Тот факт, что Орск получил возможность стать зоной особого экономического развития, даст административные преференции бизнесу, привлечет инвестиции, даст толчок открытию новых направлений. На какой стадии реализации находится проект?

– Один из узловых моментов – это развитие экономики. Мне часто пишут в социальных сетях: «Администрация, создайте рабочие места!» Муниципалитет заводы не открывает и не создает рабочие места. Власть на местах должна быть эффективной и давать возможность бизнесу развиваться.

Орск имеет удобное географическое положение. У нас сотни лет назад и заводы работали, и торговля была на очень высоком уровне, поскольку транспортные пути через наш город идут из Казахстана на Урал. Сейчас Шелковый путь проходит из Челябинска в обход, через Оренбург. Мне кажется, что это один из моментов, над которыми можно и нужно работать.

У нас есть заводы, продукция которых востребована. Постоянно встречаюсь с директорами, по мере возможности и компетенции помогаю. Создание в Орске зоны особого экономического развития даст толчок бизнесу для развития, для привлечения производств. Как говорил один бизнесмен: дайте мне место в пустыне – я построю там торговый центр, и вокруг него забурлит жизнь. Есть центр приложения сил – появляется жизнь. Любое большое производство привлекает предприятия-спутники. Это рабочие руки и возможность для людей осесть в нашем городе. У нас есть свободные площади для постройки жилья. Наша задача – подвести воду и обеспечить водоотведение. Процесс согласования идет, документы на вхождение Орска в Зону – в Федерации, а мы уже пытаемся войти в программу по развитию коммуникаций.

 

– Если заговорили об инвестициях, то какие инвестиционные проекты реализуются сейчас и что мы можем предложить потенциальным инвесторам на следующие годы?

– Национальные проекты и программа «60+» – это инвестиции. Что касается развития территории – это тоже инвестиции. Возьмите проектирование и ремонт мостов – в поселке Геологов, мост на Никеле, мост в парке Строителей с организацией пешеходной зоны – это тоже инвестиции, привлеченные в город.

– Во время визита заместителя министра РФ М.Б. Егорова и Д.В. Паслера был затронут важнейший вопрос сохранения Урала, улучшения качества водной артерии и, соответственно, качества водоснабжения города. На программе «60+» работа не закончится?

– Надеемся. Наш пример является уникальным. По всей стране только Орск целиком выполнил эту программу модернизации. Наш город привлек серьезные инвестиции, но от наших потребностей это небольшая доля. Наша задача – попасть в программу, поскольку от этого зависит многое: вопросы с тепло– и водоснабжением. Вопрос водоснабжения я считаю для себя одним из приоритетных. Если удастся сделать Северный водовод и водовод от Кумакского водозабора до улицы Пацаева, мы перестанем испытывать недостаток воды. Это 15 км. Люди недовольны водоснабжением в летнее время в поселках Москва и Геологов, в центре города. Проблемы будут нас стимулировать к тому, чтобы Орск попал в программу модернизации ЖКХ в будущем.

 

– На одном из недавних заседаний правительства губернатор Денис Паслер говорил о том, что с некоторыми главами районов придется расстаться, поскольку люди не смогли собрать активную и грамотную команду. Кадровая политика администрации сегодня взвешенная? Ваша команда сформировалась?

– Мы стали лучшими в реализации проекта «60+» именно благодаря эффективной работе команды. Смогли вовремя подготовить проектно-сметную документацию, отработали с грамотными подрядчиками. А по-другому никак не получится. В орской команде единомышленников есть люди, на которых можно положиться, исполнители, которые будут претворять идеи в жизнь, специалисты, которые умеют делать свое дело. Тогда можно заняться глобальными стратегическими вопросами, как то пристало главе города.

– Свой первый визит в Орск губернатор Д.В. Паслер начал с вопроса: почему не входите в государственные программы для строительства новых зданий? Как мы уходим и будем уходить от нехватки мест в садиках и от второй смены в ближайшее время?

– Острой потребности в детсадах нет, но другой вопрос, что у всего есть срок годности. Та же школа в поселке Первомайском – яркий пример. К слову сказать, в настоящее время на ремонт фундамента сделали проектно-сметную документацию. Будем ремонтировать. Мы работаем над этим вопросом, будем попадать в программы и участвовать в конкурсах.

 

– Для Орска остро стоит вопрос экологии. Удается ли администрации города находить общий язык с промышленниками в плане защиты окружающей среды?

– Мы вместе с вами живем в этом городе… Совместно с министерством природных ресурсов работаем, чтобы предприятия вкладывали средства в строительство очистных сооружений и устройств для сохранения окружающей среды. При наличии предприятий какие-то классы опасности в любом случае существуют. Но мы с вами должны минимизировать эту опасность. Предприятия контролируются с помощью экологических постов, выявляются нарушители. Но для нас наказать не главное, важнее принять меры по устранению нарушений.

– У Орска есть все для того, чтобы стать культурной столицей. Черная полоса, связанная с ограничениями, пройдет. Есть ли планы для привлечения средств, чтобы сделать Орск действительно местом притяжения для жителей всего востока области?

– В городе хорошая социальная инфраструктура. Что я имею в виду? Наличие культурно-массовых объектов, учреждений образования, драмтеатра, хоккейного клуба. Даже две последние позиции выделяют Орск в ряду равных. Это места скопления.

Спортивные сооружения требуют ремонта, но предоставляют неплохие услуги. Потребности людей больше, так будет всегда. Реализуется перспективный проект по строительству стадиона «Локомотив». Сейчас проект на экспертизе.

Перспектив очень много. Хотелось бы больше полей и кортов. У нас две ледовые площадки – стадион и арена.

Проблемные вопросы с бассейнами; в частности, «Надежда» особо нуждается в ремонте. Пытаемся войти в проект и получить финансирование на ремонт. Но это в перспективе.

Музыкальные школы – востребованная услуга. Подтверждением этого является тот факт, что наши дети занимают достойные места на конкурсах и фестивалях разного уровня. Планируется ремонт школы искусств им Куревлева.

Некоторые учреждения требуют ремонта, но уровень социальной сферы в городе высок. Именно культура сделала человека человеком.

 

– Понятно, что не все проблемы можно решить в одночасье. Иногда людям достаточно объяснить, какова ситуация, что делается для решения проблемы, чтобы снять возникающие вопросы. Довольны ли Вы тем, как идет работа с горожанами?

– Работу главы нужно освещать. Плохо работает – освещать, хорошо – освещать. К критике я отношусь конструктивно. Я должен понимать, в правильном ли направлении мы движемся. За последнее время наш город сильно изменился. Планов и перспектив много. Наши люди достойны жить в лучшем городе.

Татьяна Петрова,

главный редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!