Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюКультура

Елена Нижник: «Музейный хранитель сам не должен быть коллекционером»

Хранитель музейных ценностей Орского краеведческого музея Елена Нижник получила благодарственное письмо правительства Оренбургской области.

Вклад в развитие и популяризацию историко-культурного наследия региона оценили.  Награждение состоялось на IV музейном фестивале Оренбуржья.

 

Посетители, как правило, видят конечный результат в виде экспозиций и выставок как некую вершину айсберга истории, тогда как сохранность шедевров прошлого – заслуга хранителей. «ОГ» пригласила заслуженного работника культуры Орска в традиционную рубрику.

 

– Елена Васильевна, вы более 30 лет были экспозиционером краеведческого музея, автором и соавтором публикаций в газетах, статей в научных сборниках. Как возник интерес к истории и началась музейная карьера?

– История нравилась со школьных лет, поэтому я выбрала для получения образования исторический факультет Омского университета. По распределению вернулась в Орск преподавателем в школу № 25, но через 3 года в музее появилась вакансия экспозиционера. Так с 1987 года я стала научным сотрудником экспозиционного отдела. Постоянной темой для изучения стал период с 1917 по 1945 годы, но в силу разных причин приходилось заниматься вопросами, которые выходили за рамки обозначенного времени. Нас тогда было четверо: один занимался археологией, другой – дореволюционной историей, еще двое изучали

XX век. Практически каждый год в музее демонстрировалась выставка, посвященная Великой Отечественной войне. В то же время продолжалось исследование Гражданской войны, эпохи 1930-х годов, промышленного развития Орска. В 90-е годы была популярна повестка закрытия белых пятен в

истории, шел пересмотр идеологии, большое внимание уделяли темам, запрещенным для изучения в советское время, таким как политические репрессии, раскулачивание, трудовая армия.

 

– Это предполагало погружение в архивные документы?

– Достоинство работы музейного работника в том, что он имеет дело не только с архивными источниками, но и непосредственно с людьми, прослеживает, как тема выглядит в документах и как – через восприятие конкретными гражданами, на примерах их трагических судеб. Получается более полная картина: архивная работа дополняется устной историей. К примеру, в 90-е годы, когда появились новые документы о реабилитации жертв политических репрессии, в обществе был отклик, потом начался спад интереса – и со стороны местных властей, и самих орчан. С появлением интернета и созданием сайта краеведческого музея к нам стали приходить письма, связанные с установлением родословной, в том числе тех членов семьи, которые оказались жертвами политических репрессий. В Оренбургской области публиковались «Книги памяти жертв политических репрессий», из них проводилась выборка имен орчан, исследование печатных источников также входило в мою задачу. В нашем городе существовал лагерь

ИТК-3, но он не входил в систему Гулага, там был небольшой процент политических заключенных. Как только был снят гриф секретности с войны в Афганистане, мы сразу стали заниматься и этой непростой темой.

 

– В музейные экспозиции включаются только предметы?

– Они вызывают наибольший интерес, однако полностью отказаться от фотографий нельзя. Для городского музея такая тактика предпочтительна, потому что посетители зачастую узнают своих предков, знают, что их портреты представлены в экспозициях.

 

– С недавних пор вы полностью окунулись в работу в музейных фондах – то, что не всегда демонстрируется на выставках, но тоже подлежит изучению и сохранности. Как она строится?

– Несколько лет назад перед музеями всей страны была поставлена задача облегчить доступ людей к музейным ценностям. Для этого сформирована Федеральная государственная информационная система государственного учета музейных предметов и музейных коллекций «Государственный каталог Музейного фонда РФ». Мы его постепенно заполняем, формируя обширную электронную базу. Работа по наполнению должна быть закончена в 2025 году. Предметов очень много, предварительная работа достаточно обширная и требующая скрупулезной сверки данных, сканирования, фотографирования, описания… Это только часть работы хранителя.

Моя задача – не только изучать фонды, но и содержать в порядке, в том числе наблюдать за температурным режимом и влажностью, в случае необходимости отправлять на консервацию, выдавать предметы для демонстрации на выставках, а также вести необходимую документацию. Работаю с коллекциями из фонда металлов, где хранятся инструменты, различные механизмы, бытовая техника, например, холодильники, один из которых сделан по время субботника, посвященного юбилею Ленина, металлическая кухонная утварь, в том числе небольшая коллекция самоваров.

 

– Орчане приносят экспонаты в дар музею?

– Подавляющее большинство музейных предметов было получено нашим музеем в дар или в качестве пожертвования. Многие люди хотят оставить память о предках, участниках важных событий в жизни страны, приносят фото, копии документов, предметы, снаряжение, дубликаты наград.

 

– Есть ли у вас любимые музейные ценности?

– По сути, любимым становится каждый предмет, который изучаешь. Когда начинаешь копаться в нюансах, вдруг выясняются неожиданные подробности. Например, при реализации нацпроекта «Культура» наш музей работал над созданием интерактивного гида с технологией дополненной реальности на цифровой платформе Artefact. На фотографии командного состава Орского стрелкового полка времен Гражданской войны, включенной в этот проект, вроде бы ничего особенного, однако при глубоком рассмотрении выяснилось, что ни у кого из героев нет знаков отличия, принадлежности к какой-либо армии, даже привычных красных звездочек, только у одного человека на груди бант, скорее всего, красный. Все были одеты по-разному: бывший прапорщик царской армии – в солдатскую шинель (офицеры маскировались, чтобы не стать первыми мишенями, а те, кто не был на фронте, старались раздобыть себе как раз офицерскую форму), кто-то вовсе оделся в английский френч… В целом все эти участники Гражданской войны стремились выглядеть щеголями.

 

– Что вы как историк ощущаете, когда приходится видеть полуразрушенные памятники или объекты старинной архитектуры в городе?

– На это, безусловно, тяжело смотреть. Достаточно обидно, что здание с историей, внесенное в реестр культурного наследия, не содержится в должном виде. Так, в Соцгороде есть квартал, который построен по проекту европейских архитекторов школы Баухаус. Здания в этом стиле интересно выглядят только тогда, когда содержатся в порядке, а не стоят обшарпанными.

 

– Как бывший учитель, вы продолжаете взаимодействовать со школьниками?

– Будучи экспозиционером, постоянно проводила экскурсии, учитывая уровень знаний конкретного коллектива. Музей часто посещает молодежь, семьи с детьми.

 

– Какие авторитетные источники могут познакомить с историей родного края? Что вы читаете и сами пишете сегодня?

– Читаю книгу «Южная армия Восточного фронта адмирала Колчака» историка Андрея Ганина, доктора наук из Москвы, занимающегося темой Гражданской войны, написавшего первую научную биографию атамана Оренбургского казачьего войска Дутова. Пытаюсь следить за работами оренбургского историка Дмитрия Сафонова. Сотрудничаю с преподавателями историко-филологического факультета ОГТИ, стараюсь участвовать в научных конференциях, пытаясь раскрыть малоизвестные страницы истории города по темам репрессий в годы Великой Отечественной войны, истории российских немцев в Орске, истории завода 228 – нефтеперерабатывающего предприятия, которое в годы войны строилось на оборудовании, поступившем по ленд-лизу из США.

 

– Какими чертами характера должен обладать хранитель музейных предметов?

– Доля педантичности должна быть. Если ты не будешь содержать все в порядке, то это навредит работе, запутает. Также нужны терпение, внимательность. Особенность фондовой работы в том, что если кто-то сделает ошибку, вовремя не исправит, она никуда не исчезнет из документа.

 

– Имеются ли в вашем домашнем интерьере старинные вещи?

– Собирательством и кол-лекционированием, кроме марок в детстве, я никогда не занималась. Говорят, что настоящим музейным работникам не стоит быть коллекционерами, они должны работать на музей, а не на себя, иначе возникнет конфликт интересов.

Юлия Замятина,

корреспондент

Сергей Пузырев,

фотограф

Spread the love
Click to listen highlighted text!