Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Интервью

Если трактор поднял ковш и щетку – значит, это кому-нибудь нужно

Спецавтотехуправление в новом сезоне стало единственным предприятием, ответственным за зимнюю уборку в Орске. Как здесь оценивают свои возможности, ожидается ли поступление новой техники, почему грейдеры ездят по дорогам с поднятыми скребками и за что вообще отвечают сотрудники МУП «САТУ», мы узнали у директора Дмитрия Белова.

 

– САТУ выиграло тендер на очистку дорог во всем Орске. Территория у нас, надо отметить, большая. Какова готовность техники? Пополнился ли автопарк предприятия?

– 21 единица техники готова к снегопадам. Это 8 комбинированных дорожных машин (КДМ), 8 МТЗ, 3 грейдера и 2 Т-150 – шнекоротора для сильно заметенных районов и отдаленных поселков. Вся имеющаяся автотехника исправна. Были планы и по дальнейшей закупке, но пока они не реализовались. Чтобы прийти к идеалу и охватить абсолютно весь город, протяженность дорог которого составляет 662 километра, техники не хватает, но резервы есть.

 

Если завтра, к примеру, прогноз погоды анонсирует сильный снегопад, как мобилизуете коллектив?

– По правилам благоустройства, мы должны выйти не менее чем через 2 часа после окончания падания снега и убрать город в течение 24 часов. Если снегопад затягивается, техника выходит непосредственно во время осадков. Безусловно, мы ежедневно следим за прогнозом погоды и, если понимаем, что вот-вот пойдет снег, проводим экстренную оперативку с техперсоналом, начинаем разбивать водителей на колонны. У каждого имеется план очистки с перечнем улиц. По сути, у нас не существует понятия дорог первого, второго назначения, но есть дороги, где проходят основные городские маршруты. В первую очередь, конечно, очищаются центральные улицы. Основная проблема в том, что снег приклеивается к асфальту. Чтобы этого не происходило, нужно сыпать соляную смесь, приготовленную заранее. За счет реагента снег превращается в кашу – и это нормально. Как только закончится час пик движения транспорта, выезжает техника и убирает дорогу.

 

– Когда очередь доходит до городского частного сектора и поселков?

– Все связано с условиями контракта, здесь нет четкого графика и кратности уборки. Если идеально и под ноль вычищать весь город, то денег, как мы понимаем, не хватит, и ресурсов – тоже. Но это учитывается в техзадании, ситуация мониторится, ориентируемся по звонкам, жалобам, предписаниям, стараемся, чтобы порядок был.

 

– Борьба с гололедом – тоже ваша задача?

– Есть особо опасные участки, к примеру, Гагаринский и Никельский путепроводы, поворот на Елшанку в районе бывшего ДК энергетиков и другие, где гололед мешает нормальному движению автомобилей. Они обрабатываются пескосоляной смесью в первую очередь, затем перекрестки, пешеходные переходы.

 

– Вы руководите МУП «САТУ» уже полтора года. Предполагали в начале карьеры, что будут сложности?

– До назначения на должность 2 года я был здесь главным инженером, знал специфику деятельности. В любой отрасли, особенно в коммунальной, предполагается большая ответственность. Моя позиция была такова: доверили – значит, надо работать. Все наработано годами, поэтому велосипед изобретать не стал, взял курс на изучение опыта коллег из других городов, похожих по осадкам, климату. Собрались с коллективом, обсудили идеи, распечатали карту города, разработали схему движения, посадили, что называется, водителей за парту, максимально оптимизировали и продумали движение техники. Во время снегопада, к слову, у нас не существует кабинетной работы. Мастера и начальники, в том числе и я, возглавляем колонны и, общаясь по рациям, на местах корректируем движение уборочной техники. Если снегопад ночью, поднимаются все.

 

Люди замечают, что порой тракторы едут с поднятыми ковшами и щетками, а ведь могли бы убирать снег по ходу движения. Почему так происходит?

– Да, это известная жалоба. Объясню. Если в рамках контракта водитель едет из гаража убирать северные микрорайоны и по пути будет чистить проспект, то на финише щетки уже не будет, она сотрется. Это простой ворс, сменный расходный материал, как и прочие насадки. Когда трактор приедет на место, ему нечем будет работать. Водитель действует не по своей прихоти, а по конкретному заданию, а данную улицу в другое время будет чистить другой тракторист.

 

– Хватает ли водителей на предприятии? Есть ли вакансии для специалистов?

– Всего в САТУ 92 работника, включая инженерно-технический персонал. Имеется несколько вакансий для водителей, занимаемся просмотром резюме и набором в штат. Профессионализм – главное требование при устройстве. Техника вся дорогостоящая, любая КДМ стоит не менее 5 миллионов рублей, МТЗ – больше 2 миллионов, поэтому к отбору кандидатов подходим очень серьезно, стараемся приглашать с опытом. Это только кажется, что расчистка улиц проходит легко и просто, а ковш всего лишь толкает снег перед собой, но здесь своя специфика, много нюансов, чтобы не повредить технику, не срезать асфальт, не задеть бордюрные камни. Где-то высота трамвайных путей завышена, где-то возвышаются люки, колодцы. Обычный водитель может не справиться с грейдером и трактором. Костяк профессионалов есть, они обучают новичков: подцепляют в колонну и стажируют на практике. Была проблема с грейдеристами, но удалось найти хорошего специалиста. Ему создали условия, и он обучил еще двоих сотрудников. Теперь у нас 3 профессионала, работают без нареканий. «Не пить» – это тоже одно из главнейших условий работы в САТУ.

 

– Подведем итоги летнего сезона. Оправдали ли себя дорожные пылесосы?

– Оценка двоякая. Безусловно, ожидания орчан машина оправдала и прекрасно справилась с задачей: дороги стали чище. Но мы не рассчитывали на огромный расход ГСМ при одновременной работе двух двигателей. Хорошую оценку заслужили тракторы со щетками для уборки прибордюрной части.

 

– Много нареканий обычно вызывают ливневки. Как они справились с последними дождями?

– Работа по очистке ливневой канализации незаметна, о ней никто не знает и не обращает внимания. На самом деле, если бы ливневки, построенные еще в советское время, не чистили, то уже лет 20 назад они забились бы наглухо. Где-то работы идут вручную, где-то – с помощью каналопробивочной машины. Самые многострадальные ливневые канализации и сложные участки мы держим на контроле. К примеру, это улица Сорокина, район «Авангарда». Решетка в приемнике забивается мусором, именно поэтому возникают лужи. Специалисты расчищают засор – вода мгновенно уходит. Менталитет наших граждан таков, что никто не гнушается кидать хлам куда попало, под ноги. Мы бы с этой проблемой не сталкивались, если бы не обилие мусора на улицах. Все проблемные места специалисты САТУ знают – ту же улицу Машиностроителей, где можно только откачать воду в бочку.

 

– Как оцениваете критику горожан в адрес предприятия?

– Мнение людей мы обязательно учитываем. Иногда к нам приходят с предложениями, замечаниями, присылают письма. Относимся к этому положительно. Если критика объективная и адекватная, то почему бы и нет. Порой люди видят проблему со своей стороны, им кажется, что сделать что-то легко, а на самом деле есть много нюансов, которые не учитываются.

 

– Как повлияла пандемия на работу коллектива?

– Все продолжали трудиться, нагрузка возрастала из-за ухода сотрудников на больничный. Спасибо коллективу, в котором все взаимозаменяемы, научились спокойно выполнять чужую работу, позволяя коллегам выздороветь, набраться сил и выйти. Надо отдать должное водителям, очень преданным делу. Вот они пришли с линии уставшие, но не бросили машину, а сами ее отремонтировали, потом отдохнули – и опять в бой. Есть в коллективе семейные династии, часто наших работников отмечают занесением на городскую и районные Доски почета. В этом году из-за пандемии не получилось сделать традиционный большой праздник ко Дню автомобилиста, но мы в любом случае отметили заслуженных работников, вручили дипломы. Надеемся, в следующем году продолжим традиции совместных чаепитий.

 

И, наконец, вопрос, который теперь не нужно адресовать САТУ. Работаете ли вы с бродячими собаками?

– МУП «САТУ» после вступления в силу нового закона не занимается отловом и содержанием бездомных животных. Предприятие не подходит по условиям и требованиям и не имеет права заниматься этим видом деятельности. Вольеры, клетки мы передали ветеринарии, персонал переквалифицирован в рабочих другого профиля, препараты не закупаем, оружие сдали в полицию. Но люди привыкли к старому порядку, звонки диспетчеру продолжают поступать, однако мы не можем нарушать закон.

 

 – У вас в кабинете много игрушечных КамАЗов и другой дорожной техники. Что это за любопытная коллекция?

– Мое увлечение с детства. Друзья знают об этом и продолжают дарить модели.

Юлия Замятина,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!