Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюКультура

Как только ты остановился — ты пропал

Новым художественным руководителем орского драмтеатра стал Денис Радченко. Многие зрители помнят его со времен работы актером в Оренбургском театре музыкальной комедии, по ярким режиссерским работам. В качестве режиссера-постановщика он сотрудничал с магаданским и омским музыкальными театрами. На счету около 30 поставленных спектаклей, сотни сыгранных ролей. О впечатлениях об орском театре, о планах и перспективах наш сегодняшний разговор.

 

– Денис Юрьевич, легко ли вам далось решение стать художественным руководителем орского драмтеатра?

– Мне поступило предложение от министра культуры Оренбургской области. Над ним пришлось подумать. Переговоры шли на протяжении полугода. Прежде чем принять решение, я отсматривал архивные спектакли (в период пандемии орский театр выкладывал их на сайте), заочно знакомился с труппой. Этот театр я знаю, не раз здесь бывал. Но 90% труппы с тех пор обновилось. Здесь много молодежи, что мне очень импонирует. Думаю, нам будет интересно работать вместе.

 

– На ваш взгляд, театр провинциального города отличается от театров больших городов?

–  Не знаю, как театр, но зритель точно не отличается, зритель здесь замечательный. Когда я служил в Оренбурге, мы часто сюда приезжали. Театральная публика тут с открытой душой, щедрая на аплодисменты. Я в Орске всего 3 дня. Пытаюсь разобраться, какая репертуарная политика была до меня. Что брали, зачем, для кого? У меня есть кое-какие наметки, но в них будут вноситься определенные коррективы.

 

– Какие спектакли лучше воспринимаются зрителем – развлекательные или те, над которыми нужно подумать?

– В каком бы театре ни ставил спектакль, я всегда пытался найти золотую середину. Человеку, уставшему от дел, от суеты, хочется развлечений, а в театре его порой пытаются заставить думать о волнующих проблемах социума, человечества, человека – всего того, что вокруг нас. Но без этого нельзя.

 

– Вами поставлено более 30 спектаклей. Что выбирали и почему?

– Это был не мой выбор. Как правило, меня ставили перед фактом: нужно поставить то-то или то-то. Но как когда-то говорил мой мастер: «В 90% случаях вам придется ставить то, что предложат. И вы обязаны влюбиться в этот материал, иначе ничего не получится». Я ставил в большей степени музыкальные спектакли, музыкальные комедии, оперетты, оперы. В Нижнем Новгороде – «Бабий бунт», в Перми – «Мадам Баттерфлай», в Омске – «Свадьбу при фонарях» Оффенбаха, в Магадане – «Королеву Чардаша», «Сильву» в Оренбурге – это два варианта одной и той же пьесы, отличающиеся друг от друга. Разброс большой. Сказывалась специфика музыкальных театров. Ставил я и драматические пьесы с музыкой и вокальными номерами.

 

– В Орске что хочется поставить? Кто из драматургов вам близок?

– Пока не хочу раскрывать секретов. Мне нравится русская классика, немецкая. Очень люблю Булгакова, Шукшина, Чехова. Из современных драматургов мне импонирует Дмитрий Липскеров. У него очень необычные произведения. Когда учился в ГИТИСе, нас заставляли штудировать всю классическую литературу. Сейчас стараюсь что-то перечитывать. Знакомлюсь с некоторыми авторами, спектакли которых есть в репертуаре орского драмтеатра, с которыми я, увы, не знаком.

 

– Вы дважды выпускник ГИТИСа. У кого учились?

– Первым моим художественным руководителем был один из старейших работников МХАТа Леонид Георгиевич Топчиев, тогда я получал актерское образование. А на режиссера музыкального театра я учился у Георгия Георгиевича Исаакяна. Образование получал с интервалом в 5 лет. Кстати, в ГИТИС удалось поступить далеко не с первого раза, но это того стоило.

 

– Учиться в Москве, попасть в театр было мечтой? Другие профессии не рассматривали?

– Я вырос в театре, хорошо знал актерскую профессию изнутри. Отец долгие годы проработал в оркестре Оренбургского театра музыкальной комедии. Мама служила там же актрисой более 30 лет. Когда я учился в школе, каждые каникулы она отправляла меня в Москву к своей подруге-актрисе. Я очень любил гулять по столице. Доезжал до предпоследней станции метро и шел в сторону центра. И так я с разных концов ходил – смотрел на город. Меня туда тянуло. Когда поступал в ГИТИС в 1992 году, жил в общежитии на Рижской, в ужасной комнате с зелеными стенами, где стояли кровати с панцирными сетками. Потом там сделали хороший ремонт, но по сути кроме стен мало что поменялось. Все так же воровали горячую воду с плиты на общей кухне, иногда и еду. Все те же гулянки, кто-то по простыням забирался на 3-й этаж. Зато там всегда было весело. В нашей комнате на троих постоянно менялся третий человек, и все время шло творческое общение. Как-то к нам поселили парня, а он говорит: «У меня мама и бабушка – потомственные колдуньи. Хотите, я расскажу на картах ваше прошлое и будущее». И очень интересные вещи произнес. А на вопрос, останусь ли я в Москве, ответил так: «Все зависит только от тебя. Если захочешь, у тебя есть будущее здесь, но нужно приложить усилия». Видимо, я был молодой, прикладывать усилия было лень. Да и в Оренбурге я был на первых ролях, возможно, поэтому и вернулся в родной город.

 

– Не жалеете об этом?

– Нет. Я в своей жизни ни о чем не жалею. Все что ни делается – делается к лучшему. А жена моя вообще говорит: «Видимо, так кому-то было нужно».

 

– Как супруга относится к ва-шей творческой профессии?

– Она у меня человек творческий. Но сейчас по большей части занята воспитанием детей. У нас три дочери. Все решения о моих переездах принимаем вместе. К работе в Орске она отнеслась положительно, хотя будет непросто. Жена с девочками останется в Оренбурге, а я фактически уже живу в Орске. Это новый этап в моей жизни, большая ответственность. Не просто работа с актерской труппой, а планирование всего творческого процесса как внутри театра, так и за его границей. Не скрою, есть и страхи. Но мне интересно посмотреть, в какую сторону мы сможем двигаться. Думаю, что на мою работу и коллектив возлагает определенные надежды.

 

–  Планируете ли приглашать в Орск режиссеров?

– В большей степени друзья и знакомые у меня из мира музыкального, но есть и режиссеры драматических театров, с которыми я встречался на своем творческом пути. Посмотрим. Тут нужно понимать, кто нам будет нужен, посмотреть, какие творческие ограничения есть на данный момент и в какую сторону их можно расширять.

 

– Обновлять трупу будете?

– Нет. Меня все устраивает. Возможно, предыдущий худрук и делал акцент на том, чтобы здесь была молодежь, «кровь» очень сильно обновлена, и это здорово. У ребят хорошее образование и, самое главное, они талантливы.

 

– Образование или талант – что для вас первично?

– Моцарт был один, Сальери много. Считаю, что человека до определенного уровня таланта можно вырастить, главное – зацепить в нем какую-то творческую активность, найти к нему подход. А кто-то –талантливый от рождения – упускает свои возможности. Актер же всю жизнь должен совершенствоваться. Это же та профессия, в которой учиться нужно постоянно. Как только ты остановился – ты пропал.

– Вы учитесь на чужих спектаклях, любите посещать разные театры?

– Конечно. Я много поездил по стране, несколько раз принимал участие в Лаборатории музыкальных театров под руководством главного режиссера Свердловского театра музыкальной комедии Кирилла Савельевича Стрежнева, в мастер-классах. Театр там вообще не однозначный. Несмотря на то, что это театр оперетты, там ставятся не только музыкальные спектакли. В большей степени они работают над мировыми премьерами: заказывают материал на предложенную ими тему, заказывают музыку.

В Москве во время проведения конкурса «Золотая маска» Стрежнев устраивал встречи с режиссерами, композиторами, которые знакомили со своими произведениями, мастер-классы, а вечером в течение недели посещали различные театры. Общение с коллегами по цеху не заканчивалось после просмотра вечернего спектакля. Всегда возникали жаркие споры об увиденном.

В этих лабораториях часто ты и сам выступаешь в роли актера. И здорово, что туда приезжает не только молодежь, но и люди с огромным творческим и жизненным багажом. Приятно, когда мэтры подхватывают твою идею.

Самобытный театр существует в Магадане. Там есть прямое разделение труппы на музыкальную и драматическую. У них очень интересный репертуар. Я ставил там несколько спектаклей.

Впечатляет и нижегородский камерный театр, который живет фактически на самоокупаемости, не получая никаких дотаций. Очень интересная труппа, которая собрана из артистов разных театров. У них нет своего здания, но их знают, у театра есть своя ниша и свой репертуар.

В Орске тоже прекрасная труппа, и мы будем стараться сделать все, чтобы зрителю любого возраста в театре было интересно.

 

ИЗ ДОСЬЕ ОГ

Денис Радченко родился 19 октября 1974 года. В 2000-м окончил ГИТИС по специальности «Актерское искусство», а в 2010 году – как «Режиссер музыкального театра». 28 лет творческой жизни посвятил работе в Оренбургском театре музыкальной комедии. С 1990 по 2018 годы работал там ассистентом режиссера и режиссером. С 2018 по 2020 годы сотрудничал с Омским государственным музыкальным театром. Преподает в Оренбургском институте искусств на кафедре актерского мастерства, художественный руководитель курса. Обладатель множества почетных наград и премий, в т.ч.  «Оренбургской Лиры» за роль Николки в спектакле «Бабий бунт» (2005) и за постановку мюзикла «SILICONE» (2013).

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!