Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ЗдоровьеИнтервью

Как увернуться от удара? Почему случаются инсульты и можно ли их предупредить

Накануне Всемирного дня борьбы с инсультом репортер «ОГ» встретилась с Яной Кладовой, завотделением для больных с острым нарушением мозгового кровообращения.

Как распознать инсульт и не допустить его повторения? Ежегодно в России фиксируется более 450 тысяч инсультов. Это коварное состояние не только негативно сказывается на качестве жизни, но и является одной из ведущих причин смертности на всем земном шаре. 

 

– Яна Вячеславовна, может ли человек избежать инсульта и что для этого нужно?

– Инсульт – это осложнение. Осложнение хронических заболеваний, в первую очередь гипертонической болезни, атеросклероза, нарушения ритма сердца, сахарного диабета. Проблемы копятся годами, и однажды случается катастрофа. Человек может остаться инвалидом и даже умереть. Профилактикой этого осложнения является лечение вышеназванных хронических патологий.

Если говорить о профилактике, это антигипертензивная терапия, прием антиагрегантов, статинов, если к этому есть показания, есть хроническая ишемическая болезнь сердца, были инфаркты.

При наличии сахарного диабета обязательно наблюдение у эндокринолога и коррекция уровня глюкозы.

Своевременно выявить атеросклероз помогают такие анализы, как биохимия, липидный профиль. Людям старше 50 лет рекомендуется раз в год делать УЗИ сердца.

Если у человека случился гипертонический криз, систолическое (верхнее) давление поднялось выше 150-160, нужно обращать внимание на самочувствие. Если есть опасные симптомы, нужно незамедлительно вызывать скорую помощь.

– Какие симптомы должны насторожить?

– Внезапно появившаяся асимметрия лица, неловкость в руке, нарушение чувствительности в руке или ноге, особенно если они проявляются в одной половине тела, нарушение речи. Чем раньше вызвать скорую, тем лучше прогноз лечения. В идеале пациенты должны поступать к нам в первые часы. Тогда мы можем оказать высокотехнологичную помощь: провести внутривенный тромболизис, оперативную тромбоэкстракцию. Если пациент поступает позже, мы лечим его уже по другим протоколам, консервативным. В любом случае, если больной обратится за помощью в первые 6-10 часов, это лучше, чем если он приедет через 3 дня.

 

– Заметив первые признаки инсульта, родственники могут оказать какую-то помощь?

– Можно измерить давление. Если человек в сознании и способен глотать, нужно дать ему попить и ждать скорую. Давать какие-то препараты до приезда медиков может быть нецелесообразным. Снижение давления антигипертензивными препаратами бывает вредным для пациента в такой ситуации.

 

– То есть, давление не снижаем?

– Не снижаем, если оно ниже 200. Обычно в первые несколько суток мы намеренно держим у пациента повышенное давление, чтобы зона ишемии в головном мозге не увеличивалась. Так безопаснее.

 

– С подозрением на инсульт скорая везет всех пациентов в сосудистый центр?

– Да. Здесь мы можем провести нейровизуализацию головного мозга, пригласить кардиолога, при необходимости созвониться с нейрохирургами. Рентгенхирургическая служба работает в круглосуточном режиме. Если человек поступает в первые 4,5 часа после инсульта и есть признаки окклюзии сосудов, рентген-хирурги берут пациента на оперативное лечение. У нас есть не только современное оборудование, но и, что самое главное, грамотные специалисты.

 

– Если инсульт случился, человека быстро доставили в больницу, есть шанс, что он полностью восстановится, не погибнет, не останется инвалидом?

– Шансы есть, но очень многое зависит от резервов организма. Во время инсульта погибает ткань мозга, и для того чтобы произошло восстановление, нужно, чтобы соседние участки взяли на себя функции утраченных. По сути, мозг полностью перестраивает свою нейронную сеть.

 

– Какими бы грамотными ни были действия врачей, понятно, что не всех удается спасти. Какова сегодня смертность от инсультов?

– От месяца к месяцу показатели колеблются. Бывает, что гибнет 1-2 некурабельных пациента, а бывают тяжелые месяцы, когда к нам везут пациентов с сочетанной патологией, с полиорганной недостаточностью, и смертность выше в разы, хотя, казалось бы, есть реанимация, есть все условия… Тем не менее показатели смертности у нас не выше областных и среднероссийских.

 

– Реанимация сосудистого отделения недавно расширилась. Уже чувствуете эффект от появления новых коек?

– Конечно. Раньше в реанимации было 12 коек, сейчас их стало 18. Если условно на наших больных приходилось 6 из них, то сейчас 12. В настоящий момент в реанимации лежат 10 пациентов с инсультами. Все они находятся под круглосуточным наблюдением. Конечно же, при таком подходе и результат будет лучше. Мы принимаем не только орчан, но и пациентов со всего восточного Оренбуржья.

 

– Необходимых для лечения препаратов хватает?

– С ними у нас проблем нет. Проблема есть с кадрами. Отделению нужны и врачи, и медсестры. Ждем, что в этом году к нам придет 2 молодых доктора, которые сейчас проходят ординатуру.

Еще одна серьезная проблема, с которой мы сталкиваемся: только половина пациентов с инсультами проходит реабилитацию. Благодаря работе сосудистого отделения снизилась смертность, снизилась инвалидизация, но не только своевременное лечение, но и грамотная реабилитация позволяют минимизировать последствия заболевания.

Раннюю реабилитацию мы начинаем здесь, в стационаре, даже в отделении реанимации к работе с пациентом подключаются реабилитолог и логопед, проводят лечение положением, профилактику нарушений глотания. Это необходимо для сохранения резервов. После выписки мы направляем пациентов, у которых есть показания, на второй этап реабилитации, который проводится в Оренбурге на базе «Караваевой рощи». Третий этап проходит в Орске, в Центре здоровья на Карельской. К сожалению, многие отказываются ехать в Оренбург.

 

– Чем это мотивируют?

– Здесь играет роль социальный фактор. Иногда пациент просто не хочет ехать, иногда близкие не готовы его везти. Бывает, что лежачему пациенту нужно сопровождение, а родственники в силу разных обстоятельств не могут ежедневно участвовать вместе с ним в процессе реабилитации. Нам бы хотелось, чтобы реабилитацией было охвачено 100 процентов пациентов, но пока ее проходят только 50 процентов.

 

– Как избежать повторных инсультов, ведь это частое явление?

– Когда пациент поступает к нам с ишемическим инсультом, мы сразу назначаем профилактическую терапию: антиагреганты, статины, начинаем подбирать гипертензивные препараты. И всю последующую жизнь человеку надо заниматься вторичной профилактикой – не время от времени, а постоянно, с корректировкой схемы, амбулаторно, по месту жительства.

Если во время обследования больного по результатам УЗИ сосудов головы и шеи, КТ-ангиографии выявляется значимый стеноз (сужение) сонной артерии – через месяц-полтора, вне острого периода, ему может быть проведено стентирование сосудов. Оно выполняется и с целью профилактики тем, у кого еще не случился инсульт, если исследования выявили критичное сужение просвета сосудов. Ежемесячно в нашем отделении проводится несколько таких операций. Пациент амбулаторно проходит обследование, затем мы его госпитализируем, после операции он сутки находится в реанимации, после чего уходит домой. Это очень хорошая профилактика сосудистых катастроф. Операция малоинвазивная и безопасная.

Конечно же, необходимо постоянно следить за артериальным давлением. Не существует понятия «рабочее давление», о котором часто можно услышать. Существует норма, а все, что выше 130, можно расценивать как гипертоническую болезнь. Повышенное давление нужно постепенно снижать (под контролем терапевта или кардиолога). Возможно, в первые дни будет дискомфорт, головокружение, но постепенно вы привыкнете к норме.

 

– Пандемия коронавируса повлияла на количество инсультов?

– Когда был пик заболеваемости коронавирусом, число пациентов с инсультами резко увеличивалось. Вирус давал гиперкоагуляцию, и сочетание ковид-инсульт, ковид-инфаркт было довольно частым. Ковид, утяжеляя течение хронических заболеваний, являлся пусковым фактором сердечно-сосудистых осложнений. Было много плохих исходов – высокая инвалидизация, высокая смертность. Пик пришелся на 2020–2021 годы. Сейчас ковид стал протекать легче, и ситуация вернулась в привычное русло.

 

– Вы работаете в сосудистом центре с момента его открытия. Как считаете, кто ваши потенциальные пациенты? Кто находится в группе риска?

– Люди с хроническими заболеваниями. Чаще это представители старшего поколения, но в последнее время инсульт молодеет, к нам попадают пациенты 40 лет, и даже 36. То, что порог, который был еще 20 лет назад, снизился с 80 лет до 50-70, это очевидно. Так что рекомендую всем внимательно следить за своим здоровьем, ходить на диспансеризацию, посещать врачей, если возникла необходимость. Ну и, конечно же, отказаться от вредных привычек, правильно питаться, заниматься физкультурой и спортом. Будьте здоровы!

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!