Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Интервью

Мастер-самоучка заставит звучать даже самую расстроенную гармонь

Первый парень на деревне, талантливый музыкант-самоучка и уникальный мастер по ремонту гармоней проживает в нашем провинциальном Орске.

Старшеклассник Егор Малов не только имеет в своем репертуаре более 200 народных и популярных песен разных десятилетий, подобранных исключительно на слух, но и сможет восстановить гармонь из самого плачевного состояния и настроить ее. Одаренного школьника знают любители гармони далеко за пределами города, приезжают к нему, а также присылают инструменты на ремонт со всех уголков необъятной России.

Корреспондент «ОГ» познакомился с гармонистом и послушал яркие плясовые у подъездной лавочки, откуда до соседей часто доносятся звонкие мелодии.

– У нас в семье все слухачи, – поделился Егор. – Ни дед, ни мама родом из русского села Богачево в Башкирии нотной грамоте не обучались, но всегда играли частушки, плясовые, застольные песни на свадьбах, гуляниях, все мелодии знали наизусть. Я взял мамину гармонь лет в 12 из интереса. Особенно нравятся русские народные песни и советская эстрада 70-80-х годов. Мои кумиры – Вадим Мулерман, Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, вокально-инструментальные ансамбли СССР. На гармошку перекладываю буквально все, вплоть до рока. Некоторые песни известных групп, таких как «Кино», «Сектор газа», «Король и шут», играю по просьбе друзей.

Егор подбирает мелодии на ходу, а несколько месяцев назад решил-таки поступить в школу искусств № 5, чтобы научиться читать ноты и получить музыкальное образование, но там ему предложили лишь баян и аккордеон. Взял их в руки, и дело сразу пошло, но парень признался, что гармонь – это нечто совершенно другое, и только она его настоящая любовь. На первом же отчетном концерте новичок сыграл пару плясовых, заворожив публику, а уж в родном лицее № 1, где Егор перешел в одиннадцатый класс, давно знают о таланте и постоянно приглашают юного исполнителя на сцену на школьных праздниках.

К ремонту инструментов школьник пришел два года назад. Сейчас одна из комнат двухкомнатной квартиры полностью заставлена фабричными гармонями, «донорами», самодельным станком для настройки, запчастями, материалами. Какие-то инструменты он скупает в интернете для себя, какие-то берется реставрировать на заказ. Их присылают посылкой или привозят самостоятельно из Липецкой области, Томска, Тюмени, Нижневартовска, Оренбурга, Домбаровки, Ясного, а получив назад, не нарадуются. Иногда покупать приходится настоящие «дрова», которые спустя время преображаются и внешне, и, что самое главное, во внутренних механизмах. Хоть одна кнопка зафальшивит, и приходится все снимать, откручивать, ставить на станок, продувать, точить…

– Подружился случайно с отличным мастером из Липецкой области, у которого купил свою первую собственную гармонь, начал с ним общаться, – рассказал наш собеседник. – Так он мне свой опыт передал онлайн.  Много до чего дошел сам, смотрел ролики в интернете, где-то слух помог: тут черпнул, там черпнул, за два года опыт накопился – сделал более 30 гармошек. 

Мама мастера, Наталья Малова, поделилась, что сын сам себе зарабатывает, покупает необходимый инструмент и сидит, погрузившись в дело, с утра до вечера, пока все не сделает. С детства мальчик очень самостоятельный, с чрезмерным чувством ответственности. Счет времени за ремонтом теряет на выходных и каникулах, а когда начинаются школьные уроки, старается уделять время учебе. Но инструменты все же берет в руки, чтобы те не стояли без дела и не рассыхались.

– Летом всегда уезжаю в деревню, там играем с дедом в паре, – отметил Егор.– У меня своя «Тульская-301» гармонь, которую я купил за 40 тысяч рублей через официального представителя фабрики Павла Уханова, заслуженного гармониста России. Также в России активно работает Шуйская фабрика. Еще очень ценятся мастеровые, цельнопланочные тульские и нижегородские гармони, цена которых более 200 тысяч рублей. Поиграть или хотя бы подержать в руках такую гармонь пока для меня остается мечтой. Эти гармони устроены таким образом, что на латунную планку напаиваются стальные или иногда медные голоски – и звук совершенно другой. Чем старше инструмент, тем лучше, в этом я убеждаюсь постоянно. Чем современнее, тем менее качественные. Недавно был в Оренбурге, играл на совершенно новых шуйских заказных гармонях. Им год всего, а басы и голоса уже фальшивят, аккорды не строят. А у гармоней советского времени, которым по 40 и более лет, после реставрации все замечательно. Главное – настройка, чтобы голоса зазвучали, но важен и внешний вид. Одну заказную шуйскую с дырами в мехах и разбитым корпусом вообще хотели выкинуть в сельском клубе в Богачеве, но я взял и восстановил, а продав, даже жалел, настолько она была звонкой и заливистой, с редкой тональностью ми-мажор.

Гармонист самостоятельно выучил кварто-квинтовый круг тональностей. Но с музыкой, как ни странно, гармонист не хочет связывать свою карьеру. Это просто хобби. Мама, учитель биологии, от гармони практически отошла, все некогда, но поддержала сына на городском фонетическом конкурсе, где семья взяла первое место за исполнение немецкой песни.

– Гармонь строится на одной тональности, и все в мажорном ладу, – подчеркнул музыкант. – Гитары, например, в минорных тонах. Я не очень люблю их – скучно и уныло. А гармонь – это ярко, задорно, трогает самые глубокие струны души. Восстановлю и радуюсь, как красиво она зазвучала и как стала выглядеть.

Юлия Замятина,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!