Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюОбразование и наука

Одной из первых в России читала литературу, написанную готическим шрифтом

Персоной «ОГ» на этой неделе стала доктор филологических наук, доцент Елена Иванова, заместитель директора Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ по научной работе.

В последние дни вокруг ОГТИ много разговоров: насколько вуз перспективный и есть ли у него будущее. Важным показателем успешности любого высшего учебного заведения является качество научно-исследовательской деятельности. Накануне Дня российской науки «ОГ» выяснила, насколько студенты успешны в научной работе и растут ли объемы оригинальных публикаций ученых – преподавателей вуза.

 

– Елена Радифовна, по каким направлениям идет научная работа в ОГТИ?

– Вектор научной деятельности совпадает с направлениями подготовки студентов. Это и педагогическое, и психолого-педагогическое, и техническое, и экономическое направление. За год только студентами было опубликовано 1 176 тезисов и статей в журналах различного уровня, от внутривузовского до ВАКа (Высшей аттестационной комиссии при министерстве науки и просвещения). Статьи преподавателей выходят в зарубежных сборниках Болгарии, Украины, Казахстана, Чехии, Англии. Увидеть материалы своих исследований в международном журнале – это здорово как для преподавателя, так и для студента.

 

– Можно ли считать такую деятельность по-настоящему полезной?

– Несмотря на то что в исследованиях может не быть особо значимых или сенсационных открытий для общества, в любом случае это основательная, кропотливая работа, требующая самодисциплины. Требования к научным публикациям достаточно серьезные, они проходят через сито редакций и проверок. Помимо написания работ, их необходимо переводить на английский язык. Но дорогу осилит идущий – и преподаватели, и студенты продуктивны в своих публикациях. Когда знакомишься со статьями коллег, видишь, какие по-настоящему значимые и интересные проблемы их интересуют. К слову, пандемия дала толчок к разработке новых актуальных тем в психологии и педагогике. Вот некоторые из них: «Что будет с личностью, оказавшейся в замкнутом пространстве?», «Возможности дистанционного образования».

 

– Научная степень каждого сотрудника вуза обязывает к постоянному росту числа публикаций?

– Непременно. Причем научная работа сродни творческой и требует вдохновения, но есть и другое, более практическое ее направление – это издание учебно-методических пособий, адресованных студентам непосредственно для учебы.

 

– А какова лично ваша сфера научных интересов как доктора филологии?

– Одной из последних работ, которую я направила в сборник ОГУ, стал детальный анализ произведения нашего современника Эрика Шмитта, творчество которого по-настоящему увлекло. Его рассказы «Дети Ноя», «Оскар и розовая дама», роман «Улисс из Багдада» стали событиями в современной литературе. Без книги обойтись нельзя ни дня. Сейчас читаю мемуары Екатерины Рождественской, дочери поэта Роберта Рождественского. Книги представляют собой новую модификацию жанра мемуаров. Тему для исследования по ним я порекомендовала одному из студентов.

Основой моей докторской работы в свое время стала литература немецкого бидермайера. Аполитичные домашние новеллы, сюжет которых строится на семейных ценностях, составляют в ней огромный пласт, который нельзя игнорировать.

 

– Изучали бюргерскую литературу в оригинале?

– Безусловно, это были тексты на немецком языке, напечатанные еще готическим шрифтом, что затрудняло чтение. В Ленинской библиотеке существует такой отдел редко спрашиваемой книги. Можете себе представить, с каким волнением берешь в руки книгу в кожаном переплете XIX века, которая за 100-200 лет впервые нашла своего читателя в России? Открываешь том – а его листы еще не разрезаны, и приходится бережно разделять их специальным канцелярским ножом. Уровень новелл совершенно разный, их писали даже почтовые чиновники. Некоторые книги сохранились только в виде микрофильма на пленке, тексты с вензелями приходилось внимательно просматривать с экрана.

 

– Как можно достичь такого уровня знания немецкого языка, который позволил читать оригинал?

– Это во многом заслуга обычной школы. Я закончила в свое время не иняз, а литфак, а в аспирантуре на кафедре зарубежной литературы пришлось изучать еще и французский язык. Тогда заведующий кафедрой отправил аспирантов на четырехмесячные курсы по системе Галины Китайгородской. Мы занимались 6 часов в день, пели, играли, учили большие блоки и фразы нараспев, а через месяц уже ставили спектакль на языке. Когда в Москву приезжала на концерт Патрисия Каас, я могла понять, о чем она поет. Но потом вновь пришлось переключить свое внимание на немецкий язык.

 

– Вы всегда преподавали литературу не только в ОГТИ, но и в новотроицкой гимназии. Дети тоже включались в проектную деятельность?

– Есть такие ребята, у которых глаза горят, когда речь идет об опытах и исследованиях, и с их помощью я сделала для себя немало открытий. Работа со школьниками всегда интересна, дети разные, и каждый замечателен по-своему.12 лет я занимаюсь репетиторством и называю себя играющим тренером, горжусь, что подготовила одновременно двух стобалльников по литературе.

В старших классах сегодня обязательна проектная деятельность, и в учениках заметен юношеский максимализм даже в выборе темы для исследования, с которой они пробуют справиться. Кстати, в ОГТИ тоже запущена программа дополнительного профессионального образования для педагогов школ по основам проектной деятельности учащихся.

 

– Каковы успехи молодых ученых и студентов вуза? Поощрил ли их институт в День российской науки?

– По итогам публикационной деятельности и другим критериям на торжественном мероприятии были отмечены 49 сотрудников вуза. Кроме того, ученых и студентов наградила почетными грамотами и благодарностями администрация города Орска. От главы города Василия Козупицы их получили Галина Трофимова, кандидат культурологических наук, доцент кафедры истории, философии и социально-гуманитарных наук, Александр Фомичев, кандидат исторических наук, доцент, Светлана Орлова, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой русского языка и литературы, Тамара Уткина, доктор педагогических наук, профессор кафедры математики, информатики и физики. Были поощрены студенты Светлана Зубкова, Ангелина Ерошкина, Анастасия Кротова. На факультете среднего профессионального образования у нас тоже есть своя звезда – это Мария Кондаева. В конкурсе среди молодых ученых года победила Мария Мантрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики. Лидером конкурса монографий, учебников и учебных пособий стали Владимир Твердохлебов, Лариса Пасечникова, Ольга Олейник и другие.

 

СПРАВКА ОГ

Елена Иванова окончила Орский государственный педагогический институт, факультет русского языка и литературы, осталась на кафедре ассистентом, окончила очную аспирантуру Московского государственного педагогического института имени Ленина, защитила диссертацию кандидата филологических наук, вернулась в ОГТИ, получила ученое звание доцента. В 2008 году окончила очную докторантуру МПГУ, защитив диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук. Вновь вернулась в ОГТИ. С 2011 года была заведующей кафедрой литературы, в 2016 году стала деканом психолого-педагогического факультета и с этой должности была назначена заместителем директора ОГТИ по науке.

Юлия Замятина,

корреспондент

Сергей Пузырев,

фотограф

Spread the love
Click to listen highlighted text!