Орский мотоклуб даёт возможность заниматься спортом и наслаждаться драйвом
Не вся двухколёсная мототехника требует наличия водительского удостоверения. Питбайки, скутеры стремительно набирают популярность среди подрастающего поколения.
Но у взрослых возникает закономерный вопрос: как направить эту энергию в безопасное русло? Чтобы увлечённая скоростью молодёжь использовала лёгкие мотоциклы по назначению и не превращала улицы города в треки, в Орске существует мотоклуб.
Речь идёт о мотоклубе «СпортСила», где каждый желающий может официально заниматься мотоспортом, наслаждаться драйвом и развивать навыки управления мототехникой в безопасных условиях под руководством профессионалов.

История клуба началась в 1990-е, когда он действовал при местном отделении ДОСААФ. Активную поддержку спортивной организации оказывал орский нефтеперерабатывающий завод, благодаря чему ежегодно проводились соревнования на Кубок В.Чкалова. На трассе клуба тренировались и соревновались десятки участников в возрасте от 10 до 50 лет. Со временем трасса устарела и объединение мотолюбителей ликвидировали. Только дух мотоспорта в них не угас. Орск остался одним из немногих городов России, где сохранились условия для развития этого вида спорта.
29 марта 2023 года любитель мотокросса Сергей Чесноков создал автономную некоммерческую организацию «Клуб мотокросса и эндуро Оренбургской области». 3 апреля новая организация получила название «СпортСила». Клуб занимается организацией и проведением спортивных мероприятий по мотокроссу и эндуро, возрождая былую славу орского мотоспорта.
Для участников клуба «СпортСила» нет возрастных ограничений. Тренируются более десяти мотогонщиков, возраст которых варьируется от 6 лет до 41 года. Среди них – три девушки.
– Начинаем приём детей от 5-6 лет, главное – чтобы человек был здоров, – поясняет Ирина Попова, помощник руководителя мотоклуба «СпортСила». – У нас есть предварительная запись, ребята пишут нам сообщения в ВК, и мы назначаем им время занятий. Тренировочные дни – вторник, четверг и суббота.
Мотоклуб располагает всей необходимой экипировкой, средствами защиты и оборудованием для тренировок и соревнований. Значительно обновился технический парк: приобретено три питбайка объёмом 125 куб. см, два кроссовых мотоцикла эндуро объёмом 250 куб. см, три квадроцикла объёмом 300 куб. см и один мини-байк объёмом 90 куб. см.
– Питбайк называется именно так потому, что изначально использовался как вспомогательное средство на гонках, чтобы быстро съездить за запчастями, которых нет на пит-стопе, сокращая время простоя, – рассказывает Ирина Юрьевна. – Сейчас питбайк широко распространён среди молодёжи. Это, можно сказать, кроссовый мотоцикл китайского производства. Эндуро – полноценный внедорожный мотоцикл. Эндуристы любят грязь, непроходимые дебри, бездорожье, болото. Чем погодные условия хуже, чем непроходимее трасса – тем больше вызов для самих себя. А вот по асфальтированной дороге на эндуро ездить нельзя. У него и протектор другой, и мощность не рассчитана для выезда на проезжую часть. Ребята, которые этим занимаются, подвергают свою жизнь опасности. Как поведёт себя такой двухколёсный транспорт на асфальте, никто предсказать не может. Поэтому и случаются серьёзные аварии.
В октябре 2024 года на месте старого трека была создана новая трасса. Современный мотокроссовый трек протяжённостью 1800 метров с необходимым количеством трамплинов соответствует стандартам соревнований по мотокроссу и является единственным в регионе такого уровня. Теперь у спортсменов есть возможность тренироваться и соревноваться на усовершенствованной трассе. Для большей зрелищности спортивных мероприятий на территории клуба построен эндуро-стадион.
Первый большой заезд на новом мототреке, собравший спортсменов из городов восточного Оренбуржья, Оренбурга и даже гостей из Казахстана, прошёл 25 августа 2024 года. Клуб успел организовать ещё ряд значимых мероприятий. Совместно с мотофедерацией Оренбургской области в апреле 2025 года был проведён I этап Кубка области по мотокроссу. В июне текущего года состоялась захватывающая эндуро-гонка «Чертов палец». При поддержке орского отделения ДОСААФ России успешно прошли соревнования по мотокроссу на Кубок главы Орска, приуроченные к 290-летию города.
Клуб предлагает комплексный подход к обучению: от основ безопасного управления и правил дорожного движения до отработки сложных элементов мотокросса и эндуро. Опытные инструкторы, которые сами являются ветеранами мотоспорта, готовы передать знания и навыки, помогая каждому спортсмену раскрыть потенциал. Среди них настоящая легенда – Николай Евстратьев. Коронный номер его мотоцикла – «41», знакомый всем ещё с 90-х. До сих пор он остаётся фаворитом на трассе.
– Тренировки для самых маленьких, как, в принципе, и для всех начинающих спортсменов, начинаются одинаково, – делится Ирина Попова. – Сначала мы знакомим их с оборудованием, определяем, на каком мотоцикле они поедут. Это зависит от роста и возраста. Затем ребят экипируем, что является обязательным условием. В экипировку входят шлем, защита тела, так называемый панцирь, мотоботы, наколенники и перчатки. У нас имеется специальное кольцо, где новички начинают свои первые движения. Кому-то достаточно один раз сесть на мотоцикл, чтобы уверенно поехать. Всё индивидуально. Инструктор на ознакомительном занятии подробно рассказывает об управлении мотоциклом. Он сопровождает каждый шаг и каждое действие. Без подготовки за руль не сядет никто. А далее, кому это дело понравилось, приступают к тренировкам. Как правило, глаза у маленьких мальчишек загораются сразу. Хотя у нас есть такие девочки, которые ездят лучше мальчиков.
«СпортСила» гордится своими воспитанниками. К примеру, Дементий Дашевский и Артёмий Жуков имеют II и III юношеские разряды, демонстрируя высокий потенциал и стремление к спортивным достижениям. На гонке «Золотая осень – 2025», прошедшей 11 октября, ещё двое – Данил Калугин и Артём Темлянцев – получили III юношеский спортивный разряд. Значки и зачётные книжки ребятам вручил глава Орска Артём Воробьёв, который не только открыл гонку, но и награждал победителей.
С 25 октября по 2 ноября на базе мотоклуба пройдут учебно-тренировочные сборы для детей и подростков. Для работы приглашён инструктор из Челябинской области, чьи воспитанники принимают активное участие в чемпионатах и кубках России по мотокроссу. Освоить навыки зрелищного вида спорта могут все желающие.
Следует отметить, что деятельность клуба привлекает не только спортсменов, но и туристов, интересующихся мотокроссом. Руководитель мотоклуба «СпортСила» Сергей Чесноков готовит трассу и зоны обслуживания – это большая работа. Возведены технические сооружения, необходимые для обслуживания спортивной техники, в планах обустроить раздевалки, душевые и технические помещения. Это в дальнейшем позволит проводить в Орске этапы Кубка России. Поддержку в развитии мотоспорта оказывают администрация города, а также предприятия и предприниматели.
В условиях растущей популярности мототехники среди молодёжи мотоклуб «СпортСила» предлагает реальную альтернативу опасному и бесконтрольному катанию по городу. Это место, где страсть к скорости сочетается с ответственностью, где юные и взрослые могут безопасно реализовать свой потенциал, стать частью спортивного сообщества и внести вклад в развитие мотоспорта в регионе.
Наталья Тимонина,
корреспондент
Фото: мотоклуб «СпортСила»











