Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ЗдоровьеИнтервью

Пациентов онкодиспансера встречает цветущий оазис. Интервью с главврачом Ринатом Сайфутдиновым

Имя заслуженного врача России Рината Сайфутдинова хорошо знакомо многим землякам.

На протяжении долгих лет он руководит Орским онкологическим диспансером, стремясь улучшить условия для больных, повысить результативность лечения. Недавно стало известно, что диспансер вошел в число победителей городского конкурса лучших учреждений социальной направленности. А главному врачу присвоено звание «Почетный гражданин города Орска».

 

– Ринат Фирзантович, поздравляем диспансер с победой, а вас – с присвоением высокого звания.

– Спасибо!

 

– Много лет вы возглавляете онкологический диспансер, а с чего начинали свой путь в медицине?

– После окончания Оренбургского мединститута год я проработал в районе – в Илеке, а потом приехал в Орск. В 1981 году пришел в онкодиспансер. Сначала был врачом анестезиологом-реаниматологом, какое-то время – единственным в диспансере, а с 2006 года стал главным врачом.

 

– Сегодня занимаетесь не только управленческой работой?

– Периодически стою у операционного стола, дежурю в реанимации.

 

– Еще совсем недавно Орский онкодиспансер ютился в маленьком помещении, а сейчас располагается в просторном, хорошо оснащенном комплексе. Что принципиально изменилось в работе?

– Когда работали в старом здании 1946 года постройки площадью 1 300 квадратных метров, нам не хватало коек, кабинетов для приема пациентов. А главное – у нас отсутствовало оборудование для лучевого лечения, для диагностики. В основном функционировали хирургия и гинекология, плюс проводилась химиотерапия. В 2008 году Юрий Берг – тогда он был главой города – поднял вопрос о возобновлении строительства (диспансер начинали строить в 1994 году, но к 1997-му все остановилось) и сдвинул его с мертвой точки. Новый диспансер имеет площадь 34 тысячи квадратных метров. Это просторное здание с современным оборудованием. У нас 6 операционных (раньше была всего одна), реанимация на 12 коек. Имеются ускорители для лучевого лечения, гамма-аппараты, аппараты КТ, МРТ, УЗИ…

 

– Диспансер оснащен по последнему слову техники?

– Да. Мы закупили топовое высокотехнологичное оборудование. Сразу стремились к тому, чтобы как можно быстрее заработал радиологический корпус. Его возвели в рамках первой очереди строительства, и уже в 2017 году мы начали лечить больных лучевыми методами. На тот момент в Оренбурге действовал всего один ускоритель, который не справлялся с большим потоком пациентов, да и людям было тяжело ездить за многие километры. А 5 октября 2020 года был открыт весь диспансер в присутствии министра здравоохранения России Михаила Мурашко, главного онколога Андрея Каприна, губернатора Оренбургской области Дениса Паслера, министра здравоохранения региона Татьяны Савиновой, экс-губернатора Юрия Берга и депутата Госдумы Виктора Заварзина, приложившего большие усилия к строительству и оснащению диспансера. Мы начали работать в новом здании с новыми операционными. Обслуживаем около 500 тысяч человек. Больших очередей нет, потому что методы лучевой терапии, химеотерапии, которые сегодня применяем, позволяют ускорить процесс лечения. У нас есть все современные препараты, в том числе и иммунохимические. Мы используем те же протоколы лечения, что и федеральные клиники. А наличие большого количества операционных позволяет проводить несколько операций одновременно. От других хирургических операций наши, как правило, отличаются объемом: часто приходится убирать орган целиком, вырезать лимфоузлы. С переездом в новый диспансер мы начали вводить малоинвазивные методики. Оперируем пациентов на эндоскопических стойках. Сложные операции делаем с маленькими разрезами.

 

– Многое в лечении зависит не только от оснащения, но и от квалификации врачей? 

– Коллектив у нас очень работоспособный. Это моя гордость. Средний возраст докторов –42 года. Это люди, которые хотят, умеют работать. Молодежь стремится сюда попасть, хоть ее и мало едет в Орск. А город идет нам навстречу. Когда открылись, было выделено 2 таунхауса, куда мы заселили своих врачей. И сейчас докторам онкодиспансера дают квартиры. Большую работу выполняют медсестры. Комфортные условия для больных создают санитарки и уборщицы. Зарплата у нас в диспансере достойная.

Когда мы открылись, вокруг был пустырь. Силами сотрудников мы разбили парк: высадили деревья, кустарники, цветы. Когда люди приходят к нам, они видят, что все вокруг растет, цветет, что их встречают доброжелательно настроенные медики. Это становится хорошим подспорьем, ведь лечение – это не только применение медицинских технологий, необходим хороший моральный климат.

 

– Сегодня можно говорить, что с работой диспансера в новом формате большее число больных стало побеждать рак?

– Один из основных показателей в нашей работе – это смертность от онкологических заболеваний. Если в старом диспансере она была на уровне 240 человек на 100 тысяч населения, то сейчас показатель снизился до 201. Но это не только благодаря нашей работе. Тут важна и работа первичного звена, когда больного присылают к нам на ранней стадии болезни. Конечно, когда мы стали применять лучевое лечение и современные методы химиотерапии с операциями, то увидели, что смертность уменьшилась. Мы никогда не думали о том, что больным с запущенной, четвертой, клинической группой можно не просто продлить жизнь, а дать возможность жить полноценной жизнью. Сейчас, с применением современных методов лечения, это удается. Конечно, хотелось бы, чтобы пациенты попадали к нам как можно раньше!

 

– Можно ли как-то заподозрить у себя заболевание еще на предраковом или на начальном этапе образования опухоли?

– Онкология тем и коварна: когда появляется клиника – опухоль уже выросла. На ранних стадиях нет симптоматики. В выявлении помогают скрининговые программы. На сегодняшний день у нас в области проводится 4 вида подобных исследований. Это скрининг рака легких, колоректального рака, рака шейки матки и молочной железы.

С августа прошлого года Орский диспансер участвует в скрининге колоректального рака. Больные приходят к нам без жалоб, если в анализе кала определяется скрытая кровь. Мы делаем колоноскопию. Если находим полип, сразу его удаляем. Оперируем людей в основном на 1-2 стадии. Результат 100-процентный. Все прооперированные живы.

Также у нас открылся реферсный центр скрининга рака молочной железы. Мы проводим второе чтение маммограмм. Женщина проходит обследование по месту жительства, там снимки просматривает врач-рентгенолог и, для того чтобы ничего не пропустить, отправляет их нам.

Скринингом рака шейки матки в Орске занимается третья городская больница. У них своя программа.

Также совместно с областным диспансером мы планируем запустить скрининговую программу по выявлению опухолей желудка, рака кожи.

 

– Вы обслуживаете и городское и сельское население. Видите прямую зависимость уровня заболеваемости от экологических факторов?

– Экологическая обстановка имеет значение, но это далеко не единственный фактор. В первую очередь к развитию заболевания приводят мутации на уровне ДНК. Бывает, в районе вроде бы все хорошо в плане экологии, а заболеваемость высокая; а в другом месте загазованность, а ситуация лучше.

 

– Если смотреть картину в целом, заболеваемость растет?

– Растет. Она и будет расти. Во-первых, за счет старения населения. Во-вторых, за счет улучшения диагностики.

 

Вопрос, набивший оскомину, но все же актуальный: как защититься от рака?

– Вести здоровый образ жизни, избегать стрессов.

 

– Но ведь иногда бывает: человек не пьет, не курит, занимается физкультурой, и вдруг раз – и рак легких…

– С онкозаболеваемостью борются во всем мире и не могут найти волшебной формулы, для того чтобы предотвратить возникновение опухолей. Все не так просто, как нам хотелось бы. Нездоровый образ жизни может стать провоцирующим фактором, приводящим к изменениям в геноме. Но и других причин мутаций масса. Наверное, для того чтобы не возникал рак, нужна хорошая генетика. Это интересный, но очень сложный вопрос.

 

– Знаю, что вы много времени посвящаете работе. А как предпочитаете отдыхать?

– Люблю слушать музыку. У меня есть большая коллекция виниловых пластинок, прослушивание которых доставляет удовольствие. Это музыка 70-80-х: хард-рок, блюзовые композиции. А еще с большим удовольствием выращиваю у себя во дворе розы.

 Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Фото Сергея Пузырева

Spread the love
Click to listen highlighted text!