Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюКультура

Писательница из Орска Екатерина Абатова рассказала «ОГ» о своем новом романе

Екатерина Манойло (Абатова) – молодая московская писательница. В среде столичных друзей не все знают, что она родом из нашего степного городка.

А Катя – коренная орчанка, которая родилась здесь, окончила школу, ходила в литературное объединение «Сонет», некоторое время сотрудничала с местными газетами.

 

В нынешнем году в жизни нашей землячки произошло значительное событие: в московском издательстве «Альпина нон-фикшн» вышел в свет ее роман «Отец смотрит на запад», ранее опубликованный в престижном журнале «Новый мир» и отмеченный премией «Лицей» имени А. С. Пушкина.

В январе Екатерина побывала в родном городе и встретилась с друзьями в кафе «Форест», где состоялась интересная беседа. А потом начинающий прозаик любезно ответила на мои вопросы.

 

– Помню Катю Абатову, журналистку одной из орских газет, которая начинала литературную карьеру и посещала городское литобъединение «Сонет»… Помню небольшой рассказик, который был напечатан в альманахе «Орь». Кажется, там что-то было про похищение невесты в казахском селении… Мне тогда рассказ понравился, нашел образным язык, и с сюжетом, деталями, характерами героев там было все в порядке. С тех пор девушку Катю я потерял и не видел лет …дцать. Что произошло в то время, как мы не встречались?

– И я вас помню. Вы вручали мне диплом за третье место в литературном конкурсе. Забыла, какой это был год, но хорошо помню рассказ, там героиня навещает больного отца в больнице Круторожино – «Ли любит папу». Забавно теперь анализировать эти ранние тексты, считывать в них предпосылки к моему роману «Отец смотрит на запад». Потому что там как раз и тоска по отцу, и воровство невесты. А что произошло за это время? Да много всего. Много работала, училась, путешествовала, писала, рожала…

 

– Многое ли от ребенка живет в вас сейчас?

– Мне кажется, я рано повзрослела из-за внешних обстоятельств. Но и рано стала читать про «внутреннего ребенка» и как важно его поддерживать. Какое там правильное соотношение? 30 процентов, кажется. Ну, может, у меня чуть меньше из-за того, что я многодетная мама: мне все же важно быть взрослой в семье.

 

– Вас сегодня можно назвать успешной. Вы закончили Литературный институт имени М. Горького, получили престижную литературную премию, напечатались в самом крутом журнале «Новый мир» и даже выпустили книгу. Счастливы ли вы? И если все же нет, то чего не хватает для счастья?

– Я человек «голодный», мне всегда хочется большего. Но каждый день я ловлю себя на мысли, что счастлива.

 

– Главные люди в вашей жизни?

– Самому главному человеку в своей жизни я посвятила книгу. Так что ответ на первой странице романа.

 

– Ну, вот и интрига… Ваш дебютный роман «Отец смотрит на запад» можно назвать автобиографическим. Но художественное произведение в любом случае подразумевает вымысел. На сколько процентов в романе событий, имевших место в действительности, и на сколько – вымысла? Почему ваша героиня носит ваше настоящее имя, и то ли самое случилось и с именами и отличительными чертами других героев?

– «Отец…» – это художественное произведение. Лоскутное одеяло, корпе из пережитых и выдуманных мной историй. Я не вижу смысла отделять правду от вымысла, по крайней мере до тех пор, пока я не созрею для настоящего автофикшена. Может, поэтому я дала главной героине свое имя. Что касается других персонажей, не имеют реальных прототипов – и, соответственно, тезок из реального мира – только две героини: это мать и бабушка Кати.

 

– Откуда в вашем романе такой уклон в мистику? Это потребность души или увлечение творчеством кого-то из любимых писателей, которым захотелось подражать? Или просто дань моде?

– Мне кажется, это моя предрасположенность плюс отголоски детства, которое пришлось на 90-е. «Полтергейст», «Секретные материалы», расцвет индустрии гадалок. Помню рынок в Старом городе, на входе стояли женщины и предлагали предсказать судьбу за монетку. Взрослые говорили не смотреть этим женщинам в глаза. А ужасно хотелось!

Мое детское воображение такие картины рисовало в голове, что, когда мы заходили в мясной отдел, я падала в обморок от ужаса. Представляла ведьм, жертвоприношения. Так что в книге это еще щадящая версия моих фантазий. Недаром же один из критиков назвал меня «казахским Стивеном Кингом».

 

– Читали ли ваш роман орские знакомые, друзья, родственники? Какова была их реакция? Не было ли приятного-неприятного узнавания?

– Было приятное узнавание местности от друзей и знакомых. Степь, базарчик, мясокомбинат, кладбище, река. Кстати, я только недавно поняла, что упустила: старогородские пирожки!

 

– Если не секрет, сколько времени в день/неделю вы проводите за компьютером, посвящая себя литературе? И чем занят ваш остальной день/неделя?

– В неделю часа три-четыре за компьютером и перманентно в телефоне. Кстати, у меня есть канал в Telegram, эдакий писательский дневник, там я недавно выкладывала скринкаст, как пишу, а потом как редактирую написанное. В остальное время работаю над созданием виртуальных ассистентов в Сбербанке.

 

– Ваши литературные кумиры?

– Это очень разношерстная, постоянно обновляющаяся компания: Гинзберг, Керуак, Ниеми, Славникова, Елизаров, Сорокин, Толстой, Уэлш, Жан Жене, Рю Мураками, Агота Кристоф, Паланик, Алексиевич…

 

– Какая книжка у вас сегодня под подушкой?

– Чтение – мое второе после писательства любимое занятие. Я и в Литературный институт пошла изначально не за навыком писать, а чтобы структурировать знания. Последние прочитанные книги: «Саша, привет!» Дмитрия Данилова и «Мальчишки из «Никеля» Колсона Уайтхеда.

 

– Строгая ли вы мама?

– Мне сложно оценивать эту часть себя. Думаю, я в меру строгая, чуть больше нормы требовательная.

 

– Как к маме-жене писательнице относятся дети и муж?

– Насчет жены – это лучше спросить у мужа. Я сама бы никогда не связала свою жизнь с писателем. А дети, надеюсь, будут гордиться. Кстати, фото, что на обложке моей книги, сделала Ева, моя старшая дочь.

 

– Как вы относитесь к быту? Любите ли готовить? Ваше любимое блюдо на семейном столе?

– Быт у меня более или менее налажен. Не люблю готовить, а вот поесть люблю. Для меня образец кулинарной культуры – Италия. Страна, в которой я могу завтракать, обедать и ужинать пастой. А вообще, однажды я брала интервью у ресторанного критика, и мне запомнилась фраза, что выбирать еду надо по принципу, существовало ли это блюдо сто лет назад. Ну, то есть, батончик Mars не существовал сто лет назад, а настоящие шоколадные трюфели существовали.

 

– Какова ваша самая романтическая мечта?

– Кругосветка в поддержку моей книги, мирового бестселлера. И при этом мне еще нет сорока лет. Но это я размечталась, конечно.

 

– Уверенный ли вы в себе человек?

– Не всегда. Поэтому мне важно, чтобы близкие люди верили в меня и поддерживали. Кажется, я так увлеклась выстраиванием таких отношений, что теперь единственный токсичный человек в моем окружении – это я сама.

 

– Назовите два-три качества, которые вам помогают. И самый существенный и мешающий вам недостаток.

– Целеустремленная, дисциплинированная. Иногда мне мешает наслаждаться моментом стремление все контролировать. Это мне друзья подсказали, когда я перед встречей закинула в чатик список вещей, которые хочу обсудить.

 

– Как вы поступаете, когда вам трудно?

– Если трудно справиться с какой-то нагрузкой, разбиваю одну большую задачу на маленькие и берусь за дело. При этом перехожу в режим сохранения энергии, отсекаю занятия, которые напрасно тратят мою энергию.

 

– Ваши хобби, увлечения?

– Работа, писательство и семья занимают все мое время. Правда, в этом году я решила вернуть в свою жизнь спорт. Ну, как решила… Спина не оставила мне выбора. Поэтому стараюсь находить время на сквош раз в неделю и до получаса в день на домашние тренировки. Еще в рамках ресерча над романом я осваиваю одно ремесло, но об этом пока рано говорить…

 

– Что бы вы себе пожелали?

– Хороших историй.

 

– О чем будет ваша следующая книга?

– В центре сюжета – экстремальная судьба двух сестер, одна из которых должна совершить преступление… или уже совершила. Думаю, к весне закончу этот роман.

 

– Каким вы находите Орск сегодня?

– Из близких у меня здесь только мама. Мне проще приглашать ее к себе, чем самой летать в Орск. Поселок, в котором я выросла, похож на одну большую заброшку. А вот люди – удивительные, на их энтузиазме город и держится.

 

– Какая ваша любимая пословица?

– Нет у меня любимой пословицы. Но раз уж я работаю в сфере искусственного интеллекта, попробовала нагенерить что-нибудь про писательство… Нейронка непредсказуема, предложила вот что: «Пиши пьяным, редактируй пьяным!», «Книгу написать легко, попробуй повесть!», «Не так страшен редактор, как его отсутствие». По-моему, последняя гениальна.

 

– Если я не задал вам какого-то важного вопроса, задайте его себе сами, я буду вам признателен за ответ на него…

– Попробую. Я бы сформулировала вопрос так: «Екатерина, раз вы скоро закончите вторую книгу, может, у вас есть идея для третьей?» А вот ответ на него: «Да! Есть и идея, и название, и синопсис. Но поговорим об этом в другой раз…»

Александр Иванов,

член Союза журналистов России

Spread the love
Click to listen highlighted text!