Следуя за своей мечтой
Как непросто бывает найти себя! Получая профессию учителя, Николай Стародубцев грезил кинокарьерой. Студенту Орского педагогического колледжа очень хотелось попасть в кино.
И в конечном итоге это ему удалось. Сегодня Николай снимается в сериалах, в эпизодических ролях в полнометражных фильмах и даже выполняет каскадерские трюки.
-Актером я хотел стать еще со школьной скамьи, – делится Николай. – Когда посмотрел фильм «Офицеры», лет в 12-13, игра Юматова так впечатлила, что я решил: буду сниматься в кино. Хотел поступать на актерский факультет сразу после школы. Но из-за отсутствия финансовых возможностей от планов пришлось отказаться. Я окончил педагогический колледж. Спустя время судьба привела в Москву. Хоть у меня не было профильного образования, ходил по кастингам, снимался в массовке, как-то знакомился с кинодеятельностью – познавал «кухню». И все-таки мне хотелось учиться. Но в театральные вузы на очное отделение принимают до 27 лет. Волею случая попал в компанию, которая занималась организацией детских праздников: ставила мини-спектакли. Там проработал около года. Ребята, большинство из которых было с театральным образованием, советовали: иди на заочку в ГИТИС. Уже работая продавцом в магазине автозапчастей, я решился. Начал готовиться. Много читал – Станиславского, Немировича-Данченко, классиков, даже на работе в любую свободную минуту. Это заметил коллега. Его супруга закончила режиссерский факультет ВГИКа, и он попросил жену помочь мне в подготовке. Когда она предложила заниматься в торговом центре, у меня был шок. Читать произведения при большом скоплении народа поначалу было некомфортно, но постепенно я раскрепостился, избавился от зажимов.
Николай рассказывает, что поступить на бюджет было непросто. На весь курс Алексея Шейнина, куда он подал документы, было всего 10 бюджетных мест: 7 для парней и 3 для девушек. Претендентов – порядка 50 человек на место. На коммерческой основе учиться в ГИТИСе потянет далеко не каждый.
– Когда решил поступать, выяснилось, что необходим театральный опыт, – отмечает наш собеседник. – В театре я не работал. Но сам Шейнин, с которым я познакомился в институте на дне открытых дверей, сказал: «Если ты такой талантливый, я тебя возьму». И вот экзамен. Захожу в первую пятерку, четверых ребят сразу отсеивают. В центре сидит Мастер, по бокам – педагоги. Одна из преподавательниц интересуется, где работаю, и говорит: «Вы понимаете, что нужен театральный опыт?» На что я отвечаю: «Знаю, но Мастер мне сказал: если ты меня удивишь – можешь поступать!» Все были шокированы такой наглостью. Смотрят на Шейнина, а он говорит: «Ну, давай, удивляй».
Начинаю читать Чехова «С женой поссорился». Через минуту меня останавливают: дальше. Перехожу к басне Михалкова «Слон-живописец». Дохожу до крокодила, внезапно Шейнин говорит: «Крокодил – алкоголик». Начинаю читать, будто я пьян. Потом предлагает: «Спой нам». Такого я вообще не ожидал… Запел первое, что пришло в голову, – песню про коня из репертуара «Любэ».
Когда уже выходил, Шейнин окликнул меня, велел принести документы, подтверждающие работу в театре. На мое счастье компания детских праздников была зарегистрирована как театральное объединение, и этот опыт мне засчитали.
Вот день зачисления. Чуть опаздываю в аудиторию. Читают списки – меня нет. А потом педагог говорит: «Это поступившие на коммерческой основе, а теперь бюджетники». Фамилия прозвучала седьмой из семи. Меня будто током пронзило, как в кино.
Учиться в театральном институте, как признается Николай, оказалось непросто. Раскрыться, почувствовать роль удалось только на втором курсе. Тогда же он начал играть в кино. В 2014-м получил первую эпизодическую роль.
– До института я играл в массовках и групповках, снимался в судебных ток-шоу, брался за все, – говорит Николай. – Сейчас у меня в фильмографии 25 работ, из них 3 полных метра, а остальные – сериалы. Крайняя работа – полнометражный фильм «Спутник» (16+), который вышел в апреле нынешнего года. Несмотря на то что роль была небольшой, я полностью познакомился со сценарием. Нужно же знать, о чем идет речь. Как говорил Станиславский: «Не бывает маленьких ролей – бывают маленькие актеры». В советском кино много примеров блистательно сыгранных эпизодов. Когда сказали, что буду сниматься вместе с Бондарчуком, даже немного растерялся, но было интересно.
Николай рассказывает, что в основном ему достаются роли следователей, полицейских, охранников, военных и простых мужиков.
Одной из самых значимых для себя считает роль крестьянина в историческом сериале «Годунов. Продолжение» (16+).
– Там была и первая моя каскадерская сцена, – отмечает Стародубцев. – Драться надо было так, чтобы не нанести телесных повреждений главному герою. С конца прошлого года я начал обучение в каскадерской школе. Прошел кастинг, меня взяли не к новичкам, а сразу в основную группу, так как хорошая спортивная подготовка, есть навыки верховой езды, ранее я занимался несколькими видами единоборств. Главное, чему нас учат, – не навреди себе и другим. Очень часто в каких-то падениях, драках и иных сложных сценах героев дублируют каскадеры. Если в эпизодах актеры по желанию могут выполнять какие-то трюки сами, то главным персонажам это зачастую не позволяется. Если ведущий актер выйдет из строя, съемки придется затормозить. А это уже финансовые потери.
Фото: www.instagram.com/nik.star83/?hl=ru
На вопрос, сколько сегодня зарабатывают артисты, Николай отвечает:
– Как правило, актерам массовых сцен платят около 1 000 рублей за съемочный день (12 часов). Нередко им приходится валяться в грязи, работать в некомфортных условиях. Если тебя вызвали на площадку к полудню, скорее всего, продержат до полуночи. Актеры групповки получают от полутора тысяч, актеры эпизодических сцен – 3 тысячи и больше. Ставка зависит от того, насколько бюджетный проект. С исполнителями главных ролей и их агентами об оплате договариваются продюсеры. Сколько они зарабатывают – для окружающих тайна. Чаще всего на главные роли берут звезд.
Николай уверяет, что еще не дорос до главных ролей, да это и не самоцель. Он хотел бы сняться у известного режиссера Юрия Быкова, картины которого близки по духу.
– С огромным удовольствием смотрю его фильмы, – говорит актер. – Он сам пишет сценарии, музыку, сам снимает. Я смотрел интервью с ним. Это очень эрудированный, разносторонний человек. У него своя жизненная философия.
А еще Николаю хочется проявить себя на каскадерском поприще, совмещая актерскую работу с выполнением трюков. Пожелаем ему удачи!
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор