Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюКультура

Спектакли рождаются на небесах

В ноябре орских театралов ждет еще одна премьера – спектакль по пьесе Рея Куни «Очень женатый таксист» (18+). Его ставит известный московский режиссер Петр Орлов. Зритель уже знаком с ним по постановкам «Вышел ангел из тумана» и «Божьи одуванчики», которые имели большой успех. В перерывах между репетициями, которые в преддверии премьеры идут два раза в день, нам удалось пообщаться с режиссером.

 

– Петр Гарриевич, почему вы выбрали для постановки комедию Рея Куни?

– Это был заказ театра. «Таксиста» я уже ставил трижды, и всегда он имел успех. 10 лет с аншлагом спектакль шел в Челябинском академическом театре, хорошо его приняли в Пензенском драмтеатре. Это было много лет назад. Вообще, я поставил этот спектакль первым на постсоветском пространстве. Помню, переводчик Михаил Мишин дал мне дискету с текстом и сказал: «Классная вещь. Не пожалеешь. Только смотри, чтобы не узнали в Театре сатиры!» (За ними всегда было негласное право первой постановки.) И я поставил спектакль в Хабаровске. Он был в репертуаре очень долго, зритель принял восторженно. Признаться, сейчас я не ожидал, что эта пьеса вернется в мою жизнь, но позвонили из Орского театра и предложили вновь за нее взяться.

 

– Что лично вас подкупает в этой пьесе?

– Искрометный английский юмор, из которого выросли все ситкомы, в том числе и российские. Безусловно, Рей Куни – комедиограф номер один. На мой взгляд, смешнее нескольких его пьес в современной драматургии ничего нет. «Очень женатый таксист» – настоящая комедия положений.

 

– Комедии ставите часто?

– Сейчас уже нет. Когда-то я поставил очень много комедий, потому что выполнял заказы театра. С возрастом стал больше ставить серьезную литературу, так как многое еще не сделано в этой жизни, со многим не соприкоснулся. В Орск приехал с премьеры «Идиота» во Владимирском академическом театре. Огромное полотно, идет четыре с лишним часа. Была проделана огромная работа. Перед этим я выпускал «Маскарад» Лермонтова. Все делал впервые, никогда эти произведения не ставил. Безусловно, когда живешь большой работой, великим автором, это не может не питать тебя, не развивать профессионально. Это очень сильно воздействует на режиссера. Тем не менее пьеса, которую я ставлю сейчас, ничуть не умаляет достоинств великих классиков. Она тоже имеет право на существование. И в сегодняшнее тяжелое время, когда в нашей жизни и так сплошной Достоевский, я уверен, что зритель будет благодарен. Он будет смеяться, он сможет хорошо отдохнуть, забывая о тяготах нашей сегодняшней пандемической жизни.

 

– Вам доводилось работать и со звездами, и с менее известными актерами театров разных городов. Поделитесь впечатлениями от Орского театра, от орских артистов.

– Был период, когда я много работал в антрепризе. Это было замечательное время, потому что жизнь свела меня с выдающимися артистами. К сожалению, некоторых из них уже нет. Это и Лев Константинович Дуров, с которым мы были очень дружны, и Александра Ивановна Назарова… Уходят люди, уходит целая эпоха. И счастье, что я ее застал! Сегодня работаю в разных театрах. Есть спектакли в Губернском театре у Сергея Безрукова, есть – в театре на Покровке. Мне есть с чем сравнивать. Короткое время я даже руководил московским драмтеатром на Перовской. Вы знаете, замечательные артисты есть везде. В прошлый мой приезд в Орск мы работали с мэтрами – артистами старшего поколения. Это были настоящие мастера. Сегодня – молодежь. Молодежь разная. Есть очень яркие звездочки. С Татьяной Потеряевой работать – одно удовольствие. Леша Маланьин, который в прошлый мой приезд только начинал, – уже мастер. Я по-новому открываю для себя орский театр.

 

– Как вам работается во время пандемии?

– У моих коллег встали многие проекты. Меня, слава богу, это миновало. С июня просто не вылезаю из репетиционного зала. Конечно, всем сложно, работаешь с опаской. Но сидеть дома – это безумие. Мы уже через это прошли и знаем, что это такое. В Европе ужесточаются карантинные мероприятия, многие учреждения закрываются. Наше правительство так не делает, понимая, что эмоционально мы не готовы, люди сойдут с ума. Это великое счастье, что мы можем уйти в работу и многого не замечать, очень многого. В конце концов, никто из нас не знает, что кого ждет.

 

– Считаете себя суеверным человеком?

– Да. Но гораздо больше, чем в приметы, такие как «не надо семечки грызть в театре», «нельзя стоять спиной к сцене», я верю в законы бытия, в то, что все возвращается к нам бумерангом.

 

– Легко ли быть вольным художником? Уже несколько лет вы работаете, не являясь сотрудником какого-то конкретного театра.

– Сейчас я путешествую и считаю, что на сегодня это правильно. Сейчас театр директорский, руководить очень сложно: времена непростые, и творческая идея не всегда поддерживается. Проще приезжать и ставить. У меня жизнь складывается так: если начинаю работать с коллективом, обязательно возвращаюсь в этот театр снова. Во Владимире поставил пятый спектакль с замечательной труппой академического театра. Театр летом сгорел, в тяжелейших условиях, во дворце культуры, мы осилили серьезную пьесу. Третью свою работу я выпустил в Вышнем Волочке. Третий спектакль ставлю в Орске… В этот раз работаю со своими давними партнерами – художником-постановщиком Дмитрием Дробышем (бывшим орчанином) и композитором Алексеем Батраковым.

 

– Сколько всего спектаклей поставили за свою карьеру, не считали?

– Давно сбился со счета. Думаю, идет к сотне. В последние годы выпускаю где-то по 8 спектаклей в год.

 

– Есть самая любимая постановка?

– Как обычно скучают по людям, я порой скучаю по своим спектаклям. По тем, которых давно нет. Был у меня когда-то «Ревизор» в Великом Новгороде – совершенно авторская интерпретация Гоголя. Поставлен по тексту, все вроде бы классически, но абсолютно про сегодняшний день, про сегодняшнее время. Он имел успех. Опытные артисты до сих пор рассказывают об этом молодежи. Это приятно…

Потом у меня был замечательный «Лес» в Архангельском драматическом театре, за который я получил много призов на разных фестивалях. Мною глубоко уважаемый критик Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, посмотрев этот спектакль лет 13-14 назад, вспомнил о нем недавно, общаясь с нашей общей знакомой, и делился впечатлениями, какой ему доводилось видеть «Лес». Сколько Заславский, будучи ректором театрального института, в год видит спектаклей?! То, что он запомнил мою постановку, – великое счастье.

 

– Не хочется ли повторить эти спектакли?

– Страшно – а вдруг не получится? Как браки заключаются на небесах, так и спектакли рождаются там же. Как когда-то говорил Вахтангов, три момента должны сойтись вместе: время, театр, коллектив. Тогда и получается работа, которая приносит всем общее счастье.

 

– Ваша творческая жизнь началась довольно рано. Это правда, что в юности вы придумали персонаж для передачи «Спокойной ночи, малыши»? Как это было?

– Моя мама работала в детской редакции Центрального телевидения на Шаболовке, 37. Как-то, вернувшись с работы, она рассказала, что для передачи ищут нового персонажа. Какую-нибудь птичку. Я сразу сказал, что это должна быть ворона. Придумал имя – Каркуша, написал для нее пару сценариев (мама объяснила, как это сделать). Тогда никто и не думал, что эта передача войдет в золотой фонд нашего телевидения.

Я очень рад, что благодаря маме повидал много фантастических людей. Я обожал приходить на телевидение, любил болтаться на Шаболовке. Ходить в буфет, есть салат «Столичный». Это были 70-е годы, многое было в дефиците, а на телевидении было все, даже пирожные. Так как редакция детского телевидения работала вместе с молодежной, я видел, как снимался КВН, как зарождалась программа «Что? Где? Когда?». На телевидении трудились потрясающие люди. До сих пор, когда проезжаю мимо Шаболовки, у меня щемит сердце.

 

– Детские впечатления и предопределили выбор профессии?

– Безусловно. Я – режиссер в третьем поколении. Как-то само собой случилось, что пошел в театральный институт. Да, я понимал, что работа в театре – тяжелый труд, но театр всегда казался мне каким-то волшебным местом. С годами это чувство не прошло. Шесть лет назад я приехал первый ставить «Гамлета» во Владимирский академический театр. Помню, как стоял перед лестницей, которая вела наверх, в репетиционный зал, где меня ждал коллектив. Тогда я поймал себя на мысли, что в животе аж все трепещет, ведь мне предстоит работать с таким великим произведением! Да, не всегда все получается сразу. Бывает, на репетициях видишь: что-то идет не так. А потом, бац, в какой-то день возникает «электричество»!

 

– Как у любого режиссера, у вас много творческих планов, а о чем мечтаете?

– Мечтаю побольше бывать дома. У меня замечательная супруга, прекрасные дочери. Старшая уже выросла, младшая только в этом году пошла в школу. Она всегда очень огорчается, когда уезжаю. Я привык к сумасшедшему ритму, привык много работать, без этого себя не представляю. Но хотелось бы почаще бывать со своими близкими.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Этот сайт использует сбор метрических персональных данных. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных метрических данных.
Click to listen highlighted text!