Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Археология

Самородок из провинции. Почетный гражданин Орска Петр Приймак

Накануне Дня города в 2008 году список почетных граждан Орска пополнился еще одним достойным именем.

Депутаты горсовета единогласно проголосовали за Петра Петровича Приймака. Почти 40 лет проработал он в управлении архитектуры и градостроительства администрации города. Его по праву можно назвать создателем архитектурно-художественного облика современного Орска.

 

Крестьянская косточка

Родился в крестьянской семье в селе Ново-Зирган Хайбуллинского района Республики Башкортостан. Там окончил 7-летнюю школу и переехал в Орск. Поступил в ремесленное училище № 15 по специальности «модельщик по дереву», а после его окончания – в модельный цех Южуралмашзавода.

Крепкий деревенский парень с увлечением занялся тяжелой атлетикой. Уже через год мог легко перекреститься двухпудовой гирей. Посещал стрелковую секцию. В городских соревнованиях по стрельбе из трехлинейки заработал спортивный разряд. Постоянно играл в духовом оркестре на тубе.

– И как я на все находил время – сам теперь удивляюсь, – говорил Петр Приймак. – И все мне давалось как-то легко, играючи.

А на заводе с подростка спрашивали как с дипломированного специалиста. Прежде чем нужная часть для станков и машин будет отлита в плавильном цехе, ее надо выточить и собрать из кусочков дерева. Быстро и грамотно сделать расчет, отшлифовать деталь с допусками в пределах 1,5 мм. И это при общей ее длине и высоте несколько метров. Конечно, рядом были опытные мастера, которым он был благодарен за науку.

Петра отправили в Адамовский район, на целину. Посевной и уборочной техники тогда было много, а работников во время уборки огромного урожая недоставало. Условия для проживания – походные. Места в бараках и домиках не хватало. Многие жили в больших солдатских палатках, землянках. Вода была привозной. Еда не баловала разнообразием. А работать осенью приходилось с утренней росы до первых звезд. Обмолачивали и вывозили зерно на ток. Пахали под озимые. Пыль, грязь, недосыпание, общая усталость.

Крепкие мужики не выдерживали большой физической нагрузки и такого «романтического» проживания. Пропивали подъемные деньги, которыми их снабжали к приезду в совхоз как первоцелинников, складывали свой нехитрый скарб и на попутных машинах уезжали по домам.

–  Мне не исполнилось шестнадцати, поэтому прав на вождение техники не имел, – вспоминал Петр Петрович. – А я работал на громоздких тракторах Т-80 с тугими педалями и большим неповоротливым рулем, которые по силам только крепким мужикам. Но, слава Богу, сила и выносливость у меня были! Случалось, что трактора не выключались сутками – до поломки. Мы на ходу их заправляли, быстро обедали. Пересаживались с уборочной техники на посевную. Уехать домой раньше положенного срока было стыдно перед товарищами, отцом и матерью. Они-то всегда работали много и знали цену заработанной копейки. Поэтому трудности я переносил стоически. Это была хорошая жизненная школа, она мне очень пригодилась в будущем.

 

Универсальный солдат

Служил рядовой Приймак в Казахстане, в ракетной части. Три года занятий музыкой и спортом выделили его из общего строя новобранцев – попал в духовой оркестр.

Музыканты подобрались отменные. Они с листа играли не только марши во время утреннего построения и прохождения полковой колонны. На всех вечерах отдыха и на праздничных концертах звучали эстрадные произведения, танцевальная музыка.

Однажды во время отдыха Петр увидел в отрывном календаре красивое девичье лицо. Машинально взял простой карандаш и начал срисовывать. Вечером его работу увидели сослуживцы. Восхитились. Слух о рождении художника дошел до ушей начальника штаба, и тот дал рядовому Приймаку задание: оформить Доску почета боевой политической подготовки части. Как говорится, зеркало всей жизни воинов.

– А я понятия не имел, что такое масляные краски, гуашь. С чего вообще начинать? – Петр Петрович улыбался. – Я даже масляные краски сначала разводил водой, а не растворителем.

Но, как говорится в армии, не можешь – научим, не хочешь – заставим! И рядовой Приймак откомандировывается в соседний полк – набираться ума-разума у других художников. Да и рядом служили те, кто легко отличал беличью кисть от колонковой, неплохо рисовал маслом, гуашью, сухими красками. Они подсказывали новоявленному таланту способы и приемы, которые можно использовать в оформительских работах. Природный дар, терпение и азарт в постижении творческой работы художника принесли свои плоды. Доска почета сказалась лучшей в дивизии. Приймака сделали главным художником части.

На боевых стрельбах из карабина музыкант тремя выстрелами поразил все бегущие мишени и лучше всех преодолел полосу препятствий. По ошибке выполнил норматив третьего года службы. За такие успехи командование части поощрило его десятидневным отпуском на родину. И это несмотря на то, что из трех лет прослужил только 8 месяцев! Как тут не стать любимчиком у начальника штаба, который назначил его еще и почтальоном! Эта должность позволяла рядовому быть свободным художником и даже бегать в самоволку, на зависть сержантам и старшинам.

После отпуска рядовой Приймак вместе с добросовестными солдатами окончил ускоренные 10-дневные курсы и получил звание младшего сержанта. К концу службы на его груди в ряд выстроились значки, которые вручаются солдатам за достижения в спорте, боевой и политической подготовке. Имя лучшего комсомольца занесли в Книгу почета части.

 

Дарить на память красоту

Сорок пять лет женат на Валентине Федоровне. Трое сыновей, шестеро внуков и один правнук. Только старший из сыновей, Александр, пошел по стопам отца – успешно работает дизайнером. Техникум окончил с красным дипломом.

– Сколько я за свою жизнь сделал и помог другим художникам в оформлении праздничных колонн во время первомайских и ноябрьских городских демонстраций – я не знаю. Это для меня прошло легко, без усилий, – говорил Петр Приймак и не лукавил. Какой резон?

С авторитетом главного художника города считались далеко за пределами Орска. А скольких художников-оформителей он наставил на путь истинный! Одни только двухгодичные курсы, организованные для них в 70-е годы, чего стоили! 120 человек посещали их. Но не все получили свидетельства об окончании: ленивые и бестолковые удостоились документа, где черным по белому написано, что они прослушали курс художников-дизайнеров. Таковы с самого начала были условия обучения, выработанные Приймаком.

А ведь творческой работы главному художнику города хватало и без этих курсов. За 25 лет им выполнены эскизы и проекты, при его непосредственном участии осуществлено строительство и разработан дизайн административных, общественных и жилых зданий. В Орске – мемориал Славы на площади Победы в честь защитников Отечества и 12-метровая стела на ОЗТП в память о 1918 годе. Комсомольская площадь, фасадная часть с интерьерами зданий драмтеатра, горадминистрации, Дома связи, Дворец спорта «Юбилейный», здание и внутренняя отделка международного аэропорта «Орск», мемориальный комплекс на улице Ленинского Комсомола. К слову, он является автором флага Орска. А в скольких объектах Ясного, Гая виден его почерк! А еще райцентры – Первомайский, Сакмарский, Адамовский, Домбаровский, поселки области. Администрация УПХ «Советская Россия» Адамовского района в 1998 году присвоила ему звание «Почетный гражданин села Елизаветинка». К его 60-летию администрация Оренбургской области отметила успехи Петра Петровича в многолетнем градостроительстве почетной грамотой. Его имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России» за 2007 год.

Многие объекты оставили глубокие рубцы на сердце. В начале 90-х Приймак перенес обширный инфаркт. Пришлось уйти на инвалидность. Разве не обидно творческому человеку, когда им начинают помыкать, унижать, оскорблять местные недалекие царьки и начальствующие выскочки?

– С каким трудом мы установили памятник Ленину на Комсомолке! Именно на то место, где он сейчас стоит. По задумке первого секретаря городского Комитета партии Владимира Козлова, он должен был быть на 7 метров впереди, – Приймак улыбнулся.

Но тогда ему было не до улыбок. Нужно было проявить характер творца, а не лизоблюда. А характер у него всегда был решительный и гордый. Он-то и позволил в свое время главному архитектору Евгению Маркову обратить внимание на художника-дизайнера фабрики индивидуального пошива одежды и пригласить его на работу в архитектуру.

После долгих дебатов в своем кабинете Владимир Козлов, выйдя из себя, взял за горло Приймака, стянул у него воротник на рубахе и сказал со злостью: «Будет так, как я сказал. И ты мне не указ! Я в городе главный!» Но вскоре уехал на какую-то учебу в Москву. Когда вернулся из столицы, то не поверил своим глазам: по решению специальной комиссии, собранной Приймаком, памятник был перенесен на проектное место.

 

10 декабря 2008 года Петру Петровичу Приймаку исполнилось 70 лет. Через два дня, измученный продолжительной болезнью, он умер.

…Всю жизнь Петрович – так его до сих пор величают многие – по чьей-нибудь вине оказывался в экстремальных условиях или сам себе их устраивал вместе с многолетними друзьями, охотниками и рыболовами. Они могли, к примеру, осенью выехать на неделю в Казахстан на двух грузовиках и поселиться в песчаных бараках. Жили в палатках. Днем ходили в трусах и изнывали от жары, а ночью надевали фуфайки, спасаясь от холода. Воды было мало, пищу добывали своими руками, готовили на костре. Дичи и зверья хватало с избытком.

– Когда мы после Казахстана подъезжали к Орску, сердце начинало петь от радости! Даже кусок сухого хлеба и глоток холодной воды из крана на родине доставляли неслыханное удовольствие! – в глазах Приймака появлялись непрошеные слезы ностальгии по тому времени, когда был крепок и здоров, когда смело смотрел в будущее. Думал о нем. Творил для него и для всех тех, кто будет жить позже…

Валерий Тихомиров,

член Интернационального и Российского союзов писателей, союза журналистов России, заслуженный работник культуры г. Орска

Spread the love
Click to listen highlighted text!