Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Образование и наука

Что помогает в борьбе с буллингом? Педагог-психолог орской школы № 11 помогает решать проблемы

Школьный психологи работают с самыми сложными механизмами – детскими и подростковыми умами, стараясь урегулировать конфликты и решая проблемы.

Педагог-психолог школы № 11 Марина Яценко – представитель династии учителей. Начинала студенткой 3 курса психологического факультета ОГТИ 16 лет назад – по телефону доверия вела заочное консультирование, помогая орчанам, столкнувшимся с горем, алкоголизмом родных, суицидальными попытками. Были случаи, когда разговоры длились всю ночь – по 7-8 часов, и клиент благодаря поддержке находил смысл жизни. После опыта шестилетней работы со взрослыми Марина Яковлевна решила пойти в школу.

Работа с детьми более разно-образна и интересна. Это групповые тренинги, индивидуальное консультирование, просветительские, коррекционные и профилактические занятия, адаптация в первых, пятых и десятых классах, психологическое сопровождение выпускников перед ЕГЭ и другое.

– Заметила такую тенденцию: когда мы встречаемся на первых занятиях, старшеклассники говорят, что абсолютно спокойны при подготовке к экзаменам, – рассказала Марина Яковлевна. – Но опыт подтверждает, что на пунктах ЕГЭ нервничают все. Поэтому мы заранее учимся правильно дышать, восстанавливать силы, делать незаметные упражнения, чтобы расслабиться и начать думать. После ребята делятся, как вспоминали дыхательные техники и пользовались ими в стрессовый момент. По адаптации первоклассников даю советы родителям, как наладить режим и помочь ребенку привыкнуть. Психологическое просвещение в наше время шире, чем когда я начинала работать, но тем не менее часто приходится объяснять обеспокоенным мамам, какое поведение в определенном возрасте нормально. Порой они спрашивают младшего школьника или даже дошкольника: «У тебя совесть есть?» На самом деле понятие совести формируется только в подростковом возрасте, и если ребенок ответит «нет», это будет в некоторой степени правдой. Мой сын часто любит шутить на эту тему.

Педагог-психолог уверяет, что родители должны контролировать начинающих учеников, а не давать им сразу полную самостоятельность. Ребенка нужно вводить в мир знаний постепенно, порой сидеть рядом и объяснять, где клетка, где буква. Если мы поэтапно не научим учиться, то и 10-классник останется инфантильным, а если на семилетку полностью переложим ответственность, как не умеющего плавать бросим в воду, то рискуем получить неуспешного и травмированного учебными трудностями школьника.

У Марины Яценко всегда открыта дверь кабинета, ее позиция – доступность помощи в любую минуту. Зайти посоветоваться и нормализовать эмоциональное состояние может и ученик, и педагог. Волновать школьников может все что угодно: любовные отношения, семейные взаимоотношения, споры с одноклассниками. В работе используются метафорические карты, проективные техники, рисование, мозаика, игра «Крокодил» и другие наглядные пособия. Часто психолог выступает медиатором, сажая возле себя участников конфликта, выслушивая и даже давая подписать договор. Все, что происходит в кабинете на медиативной встрече, остается за его стенами. Для борьбы с зачатками буллинга ведется активная профилактика. В беседах с младшими хорошо срабатывает сказка Андерсена «Гадкий утенок». После прочтения фрагмента, как куры и утки клевали неказистого утенка, психолог подчеркивает, что он-то станет прекрасным лебедем, а как всем нам не остаться сварливыми утками? Более взрослых подростков продолжает впечатлять повесть В. Железникова «Чучело».

– В случае с предпосылками буллинга главное – объявить проблему, – пояснила Марина Яковлевна. – Это не просто мальчик ударил девочку, в процессе участвовали все ученики класса. Одни – наблюдатели, другие – обидчики, третьи – жертвы. Если ты видишь, как кто-то обижает другого, и ничего не делаешь, значит, и ты не прав. Это останавливает.

У психолога в памяти много впечатляющих историй, и все они – тайна. Однако существуют универсальные советы каждому ребенку и взрослому, чтобы заботиться о своем психологическом здоровье. Если произошло перенапряжение сил, важно позаботиться о переключении на что-то приятное.

– Обстановка в стране непростая, всем тревожно, – поделилась наша собеседница. – В выходные с семьей стараемся уехать на хоккейный матч в Магнитогорск. После выплеска эмоций неделю не думаем о проблемах. Всем рекомендую ходить на матчи в наш дворец спорта «Юбилейный»: прокричаться, поболеть за наших – и накопившееся напряжение уйдет. Болельщиков от меня у «Южного Урала» уже прибавилось. Для детей действует правило девяти объятий – как минимум столько мы должны обнимать своего ребенка ежедневно. За ужином важно живое общение и обсуждение неудач и хотя бы одного хорошего события за день.

Юлия Замятина,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!