Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Образование и наука

Творческие муки

– Дали в садике задание: нарисовать подарок ко Дню дошкольного работника. И воспитательница строго наказала, чтобы делали родители. А я сразу предупредила, что дочь все сделает сама. Пускай плохо, но зато от души.

– А я свою мучить не стала. Скрутила розочки из листьев. Ребенку такое не доверишь. Получилось очень красиво. Воспитатель нас похвалила. Всем поделка понравилась.

Разговор между двумя мамами заставил вспомнить о своем детстве, о садике, учебе в начальных классах, когда вся семья ломала голову над творческим заданием: то ли портрет нарисовать, то ли изготовить пейзаж из макарон. В процессе реализации идеи в клее или пластилине были все. Но какое же это счастье, когда наутро ты, счастливый, несешь результат трудов на выставку. Однако приятные детские воспоминания не всегда совпадают с впечатлениями родителей от этих «увлекательных занятий».

При сообщении о необходимости изготовить поделку или нарисовать очередной шедевр у мам и пап появляется целый рой мыслей: от того, как посадить ребенка за работу, заставить его выполнять указания, и до того, как в итоге все не испортить. Вместо радостного совместного времяпрепровождения и дети и родители зачастую получают порцию волнений. Связано это с желанием мам и пап победить в очередном соревновании и доказать другим родителям, что их фантазия и умения на уровень выше. При этом они забывают, что руку к этому творческому заданию должен приложить и ребенок. Психологи связывают такое стремление одерживать победу любой ценой с нереализованностью взрослых.

– Возникает вопрос к родителям: в какой сфере они не сумели реализовать себя, что теперь через ребенка пытаются показать свое превосходство над другими? Получается, что они лишают своего ребенка возможности ошибаться, – замечает психолог АНО «Центр практической психологии г. Орска» Наталья Бабчикова. – Детям необходимо в процессе развития переживать и неуспех. Ребенок посмотрит на свои ошибки – и в следующий раз сделает лучше. А когда родители все выполняют сами, это формирует из детей липовых отличников, которые не умеют проигрывать.

По словам Натальи Владимировны, творческие задания в дошкольных учреждениях и в начальных классах направлены на создание возможности для родителей и детей провести совместно досуг, и носят они рекомендательный характер. Но взрослым кажется, что это принуждение, вследствие чего они сначала срываются на детей, а потом переносят агрессию и на учреждения.

– Мы не хотим слышать долженствование, именно поэтому воспринимаем некоторые просьбы воспитателей и учителей в негативном ключе. Есть, конечно, вопрос и к педагогам. Стоит пересмотреть формулировки и то, как преподносить мамам и папам информацию, – говорит психолог.

Специалисты советуют не превращать запросы школы или детского сада в наказание. Пусть совместное творчество будет в радость, а эмоциональный фон в данном случае гораздо важнее, чем безукоризненно выполненная поделка.

Мариам Сарибекян,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!