Опасная переписка
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ ЧАТЕ МОЖЕТ ПЛОХО КОНЧИТЬСЯ
Жестокая расправа над мужчиной из-за словесной перепалки в родительском чате потрясла всю Россию. 1 ноября в реанимации скончался 30-летний житель Волгограда, который несколькими днями ранее был жестоко избит среди бела дня в офисе банка из-за того, что его высказывания кому-то показались оскорбительными.
Переписка родителей шестиклассников началась с выяснения, успеют ли дети сделать тест по русскому языку, который требовалось сдать до 16.30. Роман предложил поднять вопрос о переносе сроков. Одна из родительниц возразила: «21-й век на дворе, там тест – 10 или 15 заданий, можно даже по дороге в школу решить. Или на перемене – 20 минут времени у них». Мнения разделились. «Не забывайте… учитель на больничном! Она ради нас, наших детей это все делает, может и не делать
ничего!!!! Мне кажется, на сегодняшний день главное – здоровье!» – продекламировала женщина, местами переходя на «капс».
«Вопрос надо решать, а не сопли жевать», – ответит чуть позже Роман словами известной поговорки, по сути, не несущей в себе ничего оскорбительного. Но именно после этой фразы вспыхнет ссора. В ситуацию вмешается супруг женщины, решивший выяснить отношения с обидчиком, потом к нему присоединится и брат обиженной родительницы, который в итоге и нападет на Романа и, вооруженный кастетом, нанесет два удара по голове. Конец истории, увы, печален…
Интонация остается за кадром
Общение в родительских чатах часто создает проблемы практически на ровном месте. Организованные для взаимодействия педагогов и родителей группы периодически становятся местом склок и ссор. Психологи уверены: общаясь в чатах, следует соблюдать определенные правила.
– Нужно давать себе внутренний отчет в том, что все люди разные, у каждого может быть свое мнение, и мнения могут расходиться, – уверен психолог АНО «Центр практической психологии города Орска» Наталья Бубчикова. – Иногда нужно давать себе команду «стоп». Если назревает конфликт, кто-то должен приостановить переписку. Может быть, это сделаете вы? Не стоит разжигать конфликт, углубляясь дальше. Я сама, будучи мамой, пользуюсь родительскими чатами – школьным и детсадовским – и могу сказать, что иногда перепалки в них могут продолжаться до бесконечности.
У каждого из нас должен быть внутренний контролер. Если вы скажете себе «стоп» и уйдете от конфликта, это будет не бегство, а трезвое решение, которое сможет предотвратить дальнейшие нелепые ситуации.
Дело в том, что в состоянии гнева мы воспринимаем все в 10, во 100 крат больше, чем есть на самом деле. Сейчас из-за непростой эпидемической ситуации повышается общий уровень тревожности в обществе, у каждого имеются свои личные переживания. Кому-то может показаться, что фраза была сказана лично ему, хотя она могла быть брошена всем. В случае с волгоградским чатом, где отец девочки написал: «Хватит сопли жевать», мужчина, возможно, пытался сказать: «Давайте очнемся, давайте вместе подумаем». А человек с уязвимой самооценкой склонен все примерять на себя.
Наталья Владимировна подчеркивает: когда люди общаются вербально, они смотрят друг другу в глаза, видят реакцию. Чат же не дает полной картины.
– Мы видим лишь сухую фразу, которая может быть произнесена с десятью интонациями, – говорит Наталья Владимировна. – Каждый родитель должен понимать: какой бы, с моей точки зрения, фраза ни была безобидной, она может надавить на уязвимые места других людей. Мне приходилось лично сталкиваться с моментами, когда я чувствовала агрессию. И я говорила, что не буду продолжать разговор в чате, мы обсудим все на родительском собрании (тогда еще можно было собираться в школе). Позже выяснилось, что в переписке все было преподнесено совсем не так, как было на деле. При живом общении все воспринималось совершенно иначе, не было такой агрессии, которую люди проявляли в чате.
Бразды правления должен взять учитель
– Общение в чатах сродни ситуации на родительском собрании. Если педагог не ведет его, не берет на себя роль лидера, все превращается в базар, – отмечает руководитель АНО «Центр практической психологии города Орска» Алиса Попова. – Люди уходят в эмоциональном шоке, рассорившись, начинаются сплетни, выходящие за пределы собрания. Я считаю, что администратором чата должен быть не кто-то из родителей, а именно педагог, как независимое лицо.
Зачастую родители организуют чаты самостоятельно, без учителя, для обсуждения насущных вопросов класса. Однако деловая переписка превращается у многих в удовлетворение скрытых, неосознаваемых потребностей.
Алиса Харитоновна отмечает, что в каждом классном чате можно выделить несколько категорий родителей, отличающихся стереотипным поведением.
АКТИВИСТЫ-ОРГАНИЗАТОРЫ
У каждого есть базовая потребность в признании собственной значимости. И некоторые именно через чат удовлетворяют эту потребность. Отсюда и появляются активисты-организаторы, которым нужно всех построить. Они всему и всем дают оценку, без критики и осуждений не могут вести диалог. За ними должно быть последнее слово, поэтому переписка длится долго и бывает резкой.
ТРЕВОЖНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ
Как правило, они «застревают» в переписке из-за собственной тревожности. Постоянные вопросы по мелочам. Им трудно принять решение. Они пишут и пишут и попадают в волну, когда психологически становится трудно остановиться.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИМПУЛЬСИВНЫЕ ЛЮДИ
Эти родители сначала не включаются в беседу, но потом могут резко импульсивно отреагировать на какую-то фразу, что-то выпалить и уйти в тень, потому что этого им достаточно. И тогда запускается эффект заражения эмоцией других людей. Это похоже на эффект заражения в толпе, где все управляется страхом, инстинктом самосохранения, и этот страх отключает сознание. В процессе виртуального общения, когда вошла какая-то эмоция, эффект заражения также касается всех. Эмоции выходят из-под контроля, сознание отключается, происходит переход на личности. Зачастую даже забывается суть обсуждаемого вопроса.
ПРИМИРИТЕЛИ
Родители из этой категории пытаются примирить конфликтующие стороны. Но это ошибочно. Если разгорелся конфликт, в этот момент ничего уже нельзя сделать. Каждому нужно остановиться. И здесь, как вождь в толпе, который говорит: «Все идите за мной», должен вступить администратор чата, учитель, который должен общаться только на уровне фактов.
Группа превращается в «курятник»
Часто родители жалуются, что в школьных чатах появляется много лишней информации.
– Сижу на работе, занимаюсь делами, а телефон просто разрывается от сообщений, – жалуется мама второклассника Светлана В. – «Что у вас в ответе по окружающему?», «Во сколько действий сделали задачу?», «По музыке что рисовать надо?». Я не могу все время включать и отключать звук, чат для меня – это связь с учителем, который сообщит, если возникли какие-то проблемы, если сын вовремя не пришел на занятия, если будет меньше уроков и ребенок раньше пойдет домой или же, наоборот, задержится. Быть на связи с педагогом важно и удобно. Но «курятник» в родительской группе очень раздражает. Это не только глупые вопросы, но и постоянные перепосты каких-то картинок, смешных фраз с юмором ниже пояса, непонятно откуда скопированных страшилок. Может, людям просто нечем заняться? Делаешь замечание – в ответ недовольство. А уж с какими грамматическими ошибками пишут! Будто сами в школе никогда не учились!
– Мне кажется, неприлично обливать грязью педагогов, – делится мама 10-классника Ольга Н. – Но в нашем школьном чате это происходит с завидной регулярностью. Некоторым мамам кажется, что их детям занижают оценки, и стоит педагогу поставить ребенку 4 или, не дай бог, 3, начинается вой. Неужели за каждую отметку нужно драться в чате? Есть вопрос к педагогам – напишите в личку, позвоните в школу. Зачем выносить вопрос на всеобщее обсуждение?
– Нужно разграничивать использование мессенджеров, – советует Алиса Попова. – Родительский чат должен выполнять информационную роль. Заваливать его открытками и поздравлениями со всеми праздниками без исключения и различного рода спамом некорректно. Иногда родительские чаты, независимо от педагогов, организуют сами активисты, кого-то включают туда, кого-то исключают, один начинает цеплять другого. Я бы вообще не советовала остальным присоединяться к таким группам во избежание конфликтов.
Случай в Волгограде напомнил нам о том, что не только при межличностном взаимодействии, но и в социальных сетях, в мессенджерах нельзя забывать об этических нормах. Они помогают избежать ситуаций, в результате которых может быть причинен вред.
Еще хотелось бы отметить, что родителям стоит помнить: все, о чем они говорят в чате, зачастую становится известно детям.
Недавно мама пятиклассника рассказала мне, как, обнаружив чат, который организовали школьники, была шокирована тем, что пишут дети. Но ведь этому они учатся у нас, взрослых! И во взрослых чатах мы часто сталкиваемся и со сквернословием, и с буллингом. Пусть родительский чат станет для детей примером нормального общения. Давайте учиться бесконфликтному виртуальному общению!
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор