Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Социальная защита

Как научиться быть взрослым? В Комплексном центре Орска прошла встреча с родителями особенных детей

Вытереть ребенку нос и накормить из ложечки – это обыденные меры при обращении с малышом, но очень быстро наступает момент, когда ребенок все будет делать сам. Если же речь идет о человеке с ментальными нарушениями.

Если мы говорим о людях, имеющих нарушения по типу расстройства аутистического спектра, умственной отсталости, синдрома Дауна и других заболеваний, процесс взросления может значительно растянуться во времени. Родители уже вполне взрослого сына или дочери продолжают быть уверенными, что те ничего не умеют, тем самым искусственно еще более сдерживая их развитие.

Будь то обычный ребенок или ребенок с медицинским диагнозом, в любом случае, все растут, а нужные навыки с меньшими или большими усилиями мамы и папы могут и должны формировать во благо их самостоятельной жизни. Важная тема процесса взросления и социализации людей с ментальной инвалидностью была затронута на встрече с родителями в субботу на базе КЦСОН. Семинар провели по инициативе орской мамы Ирины Дудулад. В нем участвовала Наталья Калиман, директор АНО «Прикосновение» города Оренбурга, член координационного совета по делам детей с ОВЗ Общественной палаты РФ, а также руководитель производственных мастерских «Прикосновения» Наталья Саламова и директор орского дома сопровождаемого проживания Ольга Тимошенко.

После знакомства с родителями «детей», которым уже за 20, 30, а то и за 40 лет, все вместе попытались порассуждать, когда же наступает эта самая взрослост.?

– Трудно сопоставить умственные способности человека с тем, что он уже взрослый, но сделать это необходимо, – отметила Наталья Калиман. – Крайне тяжелые степени глубокой отсталости на самом деле встречаются очень редко.

В остальных случаях всех можно и нужно учить, долго, рутинно, но результативно. Знать фамилию, имя, отчество полностью, адрес, номера телефонов родителей, в особенности приучать владеть навыками личной гигиены, приготовления еды, ухода за обувью… С помощью визуального расписания, напоминания в картинках, ежедневных повторений, когда количество переходит в качество. Это и есть маленькие камушки взросления, важные показатели социального интеллекта.

Родителям предложили заполнить анкету: что умеют их взрослые дети, а что нужно поставить в план и обязательно этому научить. Затем все делились, чем занимаются «ребята» дома и вне его. Кто-то моет полы, плетет, вяжет, нянчит младших, встречает из школы сестер и братьев, гуляет с собакой, кормит кошку, пропалывает огород. 29-летний Андрей даже полноценно работает при храме. У всех есть свои интересы и увлечения.

– Почему так важна именно сопровождаемая занятость для молодых людей? – говорит Наталья Саламова. – Это не только трудовые навыки, но и общение, воспитание в коллективе. Я отношусь к ним, как к взрослым!

Наталья Владимировна рассказала об опыте работы мастерских со станками, на которых парни под присмотром столярничают и даже выполняют норму, соревнуясь в количестве деталей.

Это не кружок, а настоящее производство – пока только для ярмарок, но не исключены и заказы. «Ребята» ходят в сетевые магазины, пакуют товары, сами расплачиваются за них. Да, бывают казусы, когда вместо болгарского перца для салата они приносят пачку черного молотого, но это сущие пустяки. Всему этому воспитанники учатся с гораздо большим удовольствием и охотой, нежели чтению и письму.

Орчанка Ольга Тимошенко тоже рассказала о том небольшом, но очень значимом опыте дома сопровождаемого проживания, где его обитатели учатся вести быт, как все обычные люди. Им всем жить дальше, и никто не знает, как сложится судьба.

Юлия Замятина,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!